Как и чему учит город… Проект «Город как учебная аудитория»

«Город – это то, что делает человека тем, кто он есть».
Академик О.В. Мальцев

За 6 лет деятельность Экспедиционного Корпуса объединила профессиональных ученых из многих уголков мира. Люди — это, конечно, во многом разные. Но совершенно очевидно, что едины они в своей научной неслучайности и в том, что для них правда не является абстрактной категорией. А владение научным инструментарием даёт возможность познать тайны нашего мира: распутывая, раскрывая и освещая ту истину, которой иные не знают, а кто и не желает знать. Хотя именно такие незнание и нежелание – мы это ясно видим в истории, – приносят самые большие беды человечества. Да и современность подтверждает эту истину.  Журнал «Экспедиция», его основной научно-экспедиционный состав изо дня в день продвигаются по пути исследований и открытий, энергично реализуют научные проекты в различных областях и в международном масштабе.

В начале 2020 года основатель Журнала «Экспедиция», руководитель Одесского отделения Украинской академии Наук академик Мальцев Олег Викторович принял решение – запустить новый проект – о городах. Результаты традиционно планируется представить в виде практического пособия для жизни и деятельности человека и его сообщества – будь то воспитатель в детском саду или бизнесмен, владелец крупной корпорации, учитель или учёный. Кроме того, по итогам проекта задумана международная научная конференция под девизом «Город, как учебная аудитория», которая должна открыться в августе 2020 года.

Известно, что бытие во многом определяет сознание. Место рождения человека, место его проживания, географические, климатические, социально-экономические условия их особенности, несомненно, влияют на формирование личности.  Известно, также, что города, как явление, возникли много позже появления человека на земле. По одной из теорий, на известном этапе развития появился так называемый прибавочный продукт в количестве, позволяющий части людей не заниматься собирательством и охотой, добычей пищи для себя. Укрупнение отдельных поселений и их населения, питающегося   привозными продуктами сельского хозяйства и имеющими, таким образом, возможность сосредоточиться на ремесле, на административном и ратном деле, по всей видимости, и породили структуру «поселение-хутор-деревня-станица-село-город». Это, разумеется – так, миллионолетние процессы в двух словах.  На деле речь о несказанно долгом историческом процессе, разделившем довольно внятно некогда единую жизнь на «Городскую» и «Сельскую», а землян – на горожан и сельчан.

Само собой, и города, и сёла отнюдь не одинаковы.  И те, и другие бывают большими, и маленькими, богатыми и знаменитыми. И не очень. И репутации у них разные.  Далеко не во всём схожи и люди, их населяющие.  Но особенности городской и сельской жизни общеизвестны.  Они уже давным-давно привели к тому, что никого не удивляет массовое производство продуктов питания в сельской местности и отсутствие там университета и консерватории. И кто же не понимает, почему город может производить калоши, электроды, трактора и всепогодные истребители-перехватчики, но никогда не будет житницей страны и очагом практического животноводства. Какие чудеса нам, впрочем, готовит и в этом смысле будущее – Бог весть. Но на сегодня это – так. Что, хотя и отчасти, объясняет известную разницу между типичным сельчанином и типичным горожанином.

Олег Викторович поставил перед собой и коллегами задачу – для нового проекта собрать на одной платформе   серьёзных   ученых, экспертов, и исследовать вопросы влияния города, о котором многие никогда и не задумывались. И которое, тем не менее, существует и существенно воздействует на жизнедеятельность человека.  Работа эта началась и продолжатся. В данный момент мы можем представить информацию –  небольшую, но крайне важную для дальнейшего понимания проекта и сути будущей конференции.

Проект «Город, как учебная аудитория» состоит из трех составных, каждая из которых имеют свою научную и практическую ценность.  Олег Викторович так классифицировал следующие области обучения городом человека:

1. Градиент обучения:
Символический
Философско-религиозный
Психологический
Социологический
Нейрофизиологический
Физиологический
Антропологический

2. Срез города

В некоторых городах просматриваются уровни. К примеру, в Палермо – три уровня (катакомбы, первый этаж и горная часть). Похожая ситуация в Одессе и Севастополе, где также есть катакомбы.  И очень важно знать, какие цивилизации были до нас, чем занимались, каковы их история и антропология.

3. Прототипологическая классификация, которая делит города на пять категорий. О них мы расскажем позже.

Вообще говоря, нельзя сказать, что впервые в истории город обращает на себя внимание науки.  Ещё в давние времена, когда он получил постоянную прописку среди других населённых пунктов, полис оказался в поле зрения художников, поэтов, политиков и, конечно же, учёных. Тем более, все эти и многие другие элитарные элементы общества сосредотачивались, главным образом, в городах. И в новое время немало ученых, экспертов занимались и занимаются исследованиями города в каждом из отдельных направлений. Проект, о котором идёт речь, предусматривает комплексное изучение явления «Город», открытие новых направлений этого плана.  В проекте принимают участие писатели, учёные –  профессора социологии, антропологии, философии, психологии, нейрофизиологии. И  архитекторы, градостроители, аналитики, журналисты,  12 экспертов с мировыми именами,  интервью с которыми публикуются  на ютуб канале Журнала Экспедиция и на самом сайте: Charles Landry, Michael Batty, Jerome Krase, Peter Nas, Elizabeth Plater-Zyberk, Jeff Speck, Andres Duany, Michael Bond, Jan Gehl, Scott McQuire, Mitchell Joachim, Ellen Dunham-Jones.

Следите за обновлениями на сайте. Дальше – больше.

Мирослав Бекчив

Почта для обратной связи: info@lnvistnik.com.ua
Подписывайтесь на наш Telegram канал: t.me/lnvistnik

Leave a Reply