Садриддин Айни, вопросы востока и национального самосознания

Ключевые слова: национальные идеи, просветитель, Средняя Азия, научные произведения, советское правительство, Восток, Запад, исследование

Статья посвящена творчеству великого советского таджикского писателя, ученого и общественного деятеля. Основной акцент автор делает на вопросы национального самосознания, над которыми работал С. Айни и которые так явно проявляются практически во всем его научном и публицистическом творчестве. Глубоко раскрыты статьи, посвященные теме Востока и советского правительства, а также определена основная направленность идей ученого, главным образом, выраженная в пропаганде дружбы и объединения народов мира в общей борьбе за свободу и счастье человечества.

Сегодня, без сомнения можно утверждать о том, что национальные идеи Садриддина Айни начали проявляться в самом начале его творческой деятельности, с первыми представлениями об обществе и социальных условий, которые он черпал из бессмертных произведений Ахмада Дониша, а также из газет и журналов того времени. Если Ахмад Дониш определил основные факторы экономического упадка Бухарского эмирата и выявил предпосылки необходимые для построения нового общества, то С. Айни, в свою очередь, продемонстрировал посредством образа Мулло Амона, культурное и практическое значение деятельности А. Дониша в своём труде «Ёддоштхо» («Воспоминания»), которое, по мнению многих экспертов, соответствует реальной действительности.

Садриддин Айни

Как общественный деятель и учёный – Саддридин Айни прилагал немалые усилия, направленные на образование не только таджикского, но и всего советского народа. Одной из первоначальных благородных инициатив в деле защиты национальных интересов Саддридина Айни стало учреждение новометодных школ, основной целью которых, было обучение населения грамоте.

Стоит отметить, что на плечи просветителей того периода, в числе которых был и С. Айни, была возложена одна из важнейших и ответственных миссий – определение места и значимости народности и национальности под названием «таджики», которая должна иметь собственное государство и обозначение на географической карте мира, либо, в противном случае, кануть в лету истории.

Выдающийся таджикский учёный М. Шакури отмечает, что руководители Бухарской народной республики тех времён прилагали все усилия, чтобы нация и народность – «таджики» не существовала вовсе. На тот период, таджикский народ, полуграмотный, по простонародному «не умевший распознать, кто враг, а кто друг», был безучастен к происходящему вокруг и равнодушен по отношению к своей дальнейшей судьбе. Таким образом, Садриддин Айни и его последователи были призваны разбудить «спящий в умиротворении несведущий народ», познакомить мир с величайшим наследием и культурой таджикского народа, донести всему миру, в частности советскому правительству, о том, что в Средней Азии должен существовать народ – «таджики», а также страна под названием «Таджикистан».

Тема национального самосознания прослеживается во всех направлениях творческой деятельности С. Айни. Примечательно, что в каждой из его статей, посвященных различным темам повседневной жизни народа, он старался прямо, либо косвенно осветить вопросы национального самосознания. В каждом произведении, будь оно научной или литературной направленности, вопрос национальных интересов таджикского народа неизменно был для него в приоритете. Однако следует отметить, что в произведениях, написанных накануне и в первые годы революции, им были охвачены интересы всех мусульман (в числе которых были и таджики), но уже в последующих годах, после провокации пантюркистов С. Айни, напрямую, без оговорок и общностей, начал упоминать нацию «таджики» и защищать интересы исключительно таджикского народа.

Борьба Садриддина Айни за укрепление национального единства таджиков и пробуждения в них чувства национального самосознания отождествляется с борьбой воина на поле боя, ведь «каждое его научное произведение (ровно как и художественное), начиная с «Образцов таджикской литературы» и заканчивая «Мирзо Абдулкодир Бедил» были полем его незримой битвы. Пантуркистам и нигилистам, ведущим неустанную борьбу с научными произведениями Айни, приходилось иметь дело с одним воином на поле, который держит сопротивление перед мощной и разрушающей силой» (4.109).

В одних произведениях С. Айни поднимал вопросы таджикского языка, литературы, нового алфавита, вопросы определения такой народности как «таджики» и его истории. В других произведениях, он старался провести параллель советской власти с другими государствами по различным аспектам. Эта тенденция прослеживается более ясно в первом периоде публицистической деятельности, например в таких статьях, как «Проблема Востока», «Положение Ирана», «Советское правительство Туркестана и проблема Востока», «Восстань, Восток угнетённый, пришло восточное войско», «Международная революция, страны Турции, Индии и Афганистана», а также в большом количестве других статей, в которых вопросы национального самосознания и самоидентичности являлись обязательной составляющей.

Например, в статьях, посвященных Востоку, глубоко анализируются основные факторы экспансии азиатских стран западными колонизаторами и раскрываются их «закулисные игры». Это особенно прослеживается в статье «Проблема Востока», где в первой части совершается своеобразный исторический экскурс по восточным и западным странам, происходит знакомство читателя с «жизненными устоями двух частей мира», и далее рассматриваются вопросы цели и способов захвата восточных стран западными капиталистами.

«Как западные просветители достигли высот в науке, искусстве и ремесле, разработали рудники, проникли в недра гор и воспользовались всеми природными силами… также западные капиталисты хотя и убеждали, что «мы благоустроим Восток, распространим на Востоке науку и культуру, воспитаем народ Востока и тому подобное…», однако их целью является грабеж восточного достояния и порабощение народа Востока, его зверская эксплуатация во благо себе…» (4.109).

В статье отмечается, что западные капиталисты внешне выглядят сплоченно и едино при разграблении достояния Востока, в действительности же между ними существуют острые разногласия и борьба, так как каждый стремится получить большую выгоду. Это схоже с базарными торговцами, спекулянтами, которые вроде объединились и союзничают, но «цель их – обман друг друга и подлость, как бы получить больше покупателей и больше выгоды, чем другие». Данная аналогия – «торговцы-спекулянты», помогла мастерски и общедоступно показать истинные лица западных капиталистов и раскрыть основные черты империалистов.

В этой же статье можно увидеть еще одно образное сравнение, в котором С. Айни увидел Восток как немощного больного, а капиталистов, как бессовестных и рвущихся к богатству наследников. Это сравнение в полной мере раскрывает лицемерие и двуличность западных колонизаторов.

«Народ Востока, – пишет он, – был схож с больным, находящимся при смерти, вокруг которого собрались жадные наследники, ждущие его издыхания и получения большую долю в наследство. … Как и бессовестные наследники у смертного одра больного лицемерно говорят утешительные слова, а в действительности просят у Бога его скорой смерти, также и западные капиталисты сидят у постели Востока, лицемерно утешают, к примеру такими словами: «Вашей независимости ничего не грозит, ваши политические и национальные права защищены международными законами, мы не заримся на вашу страну, а лишь хотим развить вашу страну экономически, коммерчески, культурно, урегулировать ваши расходы и доходы, хотим открыть двери науки и просвещения вашему населению…», а на самом деле хотят последнего вздоха этого бедняги и получить его имущество» (4.110).

Таким образом, С. Айни срывает лживую маску с лица корыстолюбивых капиталистов-разорителей и показывает их истинный облик читателям очень чётко и ясно, что и в современный период не потеряло своей актуальности.

В целой серии статей, посвященных освещению вопросов международного положения, С. Айни уделил пристальное внимание вопросам политической и социальной ситуации стран Востока и истории освободительной борьбы в восточных странах, а также влиянию Октябрьской революции на восточный мир и развитию революционного движения.

В отношении советского правительства публицист отмечает, что по вопросу Востока в отличие от империалистических государств, оно действительно хочет освобождения Востока, поможет и окажет поддержку населению Востока, восставшего за собственное освобождение. В связи с этим, «спасителям Востока необходимо воспользоваться этим моментом, связаться с советским правительством. Получить необходимые инструкции и повсюду создать организации и общества, разъяснить народу Востока истинную цель западных капиталистов, чтобы уничтожить врага, пока он не уничтожил его» (4.110).

В подобных статьях автор на основе газетных известий и сведений телеграфных агентств показывает развитие антиимпериалистического движения населения Востока, а также приводит сведения о национально-освободительной борьбе народов Турции, Афганистана, Ирана, Индии, Китая, а также арабских и других азиатских стран. Особо отмечаются те восточные страны, которые выстояли в борьбе за свою независимость и получили право на существование в статусе свободной нации. К примеру, Айни пишет про народ Афганистана, который в беспощадной борьбе сбросил ярмо английских колонизаторов и получил свободу и независимость:

«Когда иранское государство, имеющее шеститысячную историю, плясало под дудку Англии, Хивинское ханство и бухарский эмир мечтали о смерти Николая и хотели вместо него заступничество английского государства, тщетно лизали губы при виде луны в мечтах о простокваше, или же еще не успев закончиться дождю, хотели убрать стоки…. Афганистан при правлении амира Амонуллохона дерзким, революционным порывом объявил независимость, одним ударом меча добился своей цели и протянул руку дружбы российскому государству, действительному союзнику Востока» (4.110).

По сведениям исследователей и при анализе статей, политическая публицистика С. Айни по вопросам Востока охватывает следующие темы:

  • революционное пробуждение Востока;
  • пробуждение Востока и следование курсу Советской России;
  • проблема борьбы между Востоком и Западом, империалистические замашки Запада;
  • использование колонизаторами фактора насилия и обмана в отношении Востока.
  • Статьи С. Айни по вопросу Востока в основном написаны в жанре газетных статей и обозрения, на основе источников турецкой и персидской периодики, изданной за пределами Средней Азии.

Другой темой, встречающейся в статьях С. Айни, посвященных Востоку, является – укрепление дружбы и союза между народами.

С. Айни придает особое значение взаимосвязи народов Востока и Запада в борьбе против империализма. Он призывает народы Востока и Запада помогать и содействовать друг другу в борьбе за свои права и свободы, восстать против угнетения и рабства. К примеру, в статье «Трудящиеся Востока и Запада, объединяйтесь!» он отмечает:

«Когда такие могущественные государства борются и находятся в конфронтации с миром Востока, если трудящиеся этих стран выйдут одним мощным порывом на поле битвы, для разрушения старого мира не потребуется много времени… Итог сказанного: для наступления революции и свободы всего мира, трудящиеся Востока и Запада, объединяйтесь!» (4.111).

По вышеприведенным заключениям, можно сделать вывод, что в статьях С. Айни, посвященных проблемам Востока, пропаганда дружбы и объединение народов мира в общей борьбе за свободу и счастье человечества, является одной из важнейших тем, вопрос национального самосознания и самоидентичности, национального единения является одной из идейных основ его публицистической деятельности.

В заключении следует отметить, что тема «Айни и национальное самосознание» стала предметом исследований айниведов только в период перестройки (1985 г.). В исследованиях и статьях М. Шукурова, С. Табарова, А. Махмадаминова, Х. Асозода, М. Абдуллох, И. Усмонова, М. Имомова изучены лишь некоторые аспекты данной тематики, но в аспекте национальных ценностей независимого таджикского общества данная проблема требует нового, широкомасштабного исследования.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Абдуллаев, М. Таджикская публицистика и национальная идентичность / М. Абдуллаев. – Душанбе, 2014. – 309 с.
  2. Азимов, А. Публицистика и современность / А. Азимов. – Душанбе: Шарки озод, 2004. – 42 с.
  3. Азимов, А. Газета и миссия самосознания / А. Азимов. – Душанбе: Шарки озод, 2015. – 152 с.
  4. Айни, С. И настало время пера. Часть 1 / С. Айни. – Душанбе: Ирфон, 1977. – 478 с.
  5. Айни, С. И настало время пера. Часть 2 / С. Айни. – Душанбе: Ирфон, 1978. – 464 с.
  6. Айни, С. Созвезда революции / С. Айни. – Душанбе: Ирфон, 1974. – 264 с.
  7. Асозода, Х. Действительность, политика и Айни / Х. Асозода. – Душанбе: Шуджоиён, 2010. – 208 с.
  8. Муродов, М. От времён до времён / М. Муродов. – Душанбе: Шуджоиён, 2010. –248 с.

 

 

Автор Сафарзода Эхсон, аспирант Таджикского национального университета (Республика Таджикистан, г. Душанбе). 

E-mail:  Ehson.89@mail.ru.

Leave a Reply