«Старая Одесса» и ее доминанта

Стоит посетить Одессу один раз — и она очаровывает, привлекает на всю жизнь. Город пленяет красотой улиц, бульваров и площадей, оригинальностью архитектуры, сложившейся в романтическую пору, начиная с ХVIII века.

Вольные люди, выходцы из разных стран, заложили этот город на высоком крутом плато над морским заливом на месте небольшой татарской деревушки Кочубеев, переименованной позже в Хаджибей, и турецкой крепости Эни-Дунья. Вице-адмирал неаполитанец Иосиф де-Рибас, участвовавший со своим отрядом в штурме крепости, стал первым его градоначальником.

Одесса начинается от моря, и ее нынешняя территория тянется вдоль побережья в направлении север—юг на тридцать километров при максимальной ширине десять. Градостроители умело использовали рельеф местности —прибрежное плато, пересеченное несколькими балками и их отрогами. По одной из этих балок была проложена тропинка, по которой спускался в порт 24-летний Александр Пушкин.

В Одессе невозможно заблудиться. Все ее улицы берут начало со стороны моря, отсюда же исчисляются и номера домов. Если посмотреть на них сверху, то можно увидеть прямоугольник кварталов историко-архитектурного центра «Старая Одесса». Они напоминают шахматную доску.

Именно такой композиционный принцип заложил в свой градостроительный проект портовый инженер Ф. Деволан. Он провел топографические исследования местности и выполнил другие работы, связанные в первую очередь с сооружением в бухте военного и торгового порта, Рескрипт Екатерины II на имя де-Рибаса об устройстве гавани в Хаджибее вышел 27 мая 1794 года, а 22 августа были заложены церкви св. Николая на будущей Соборной площади и св. Екатерины на будущей Екатерининской площади, а также проведена первая борозда под фундамент городских построек. В этот же день заложили фундаменты большого и малого молов для гавани гребных судов, верфей и двух пристаней с набережными.

Со второй половины ХIХ века этот день — 22 августа (2 сентября по новому стилю) — стал отмечаться как день рождения города. С 1795 года в официальных документах город получил новое название — Одесса.

Деволановский план застройки города утвердил император Александр I. Спустя десять лет он был несколько пересмотрен, но главное в нем сохранилось: четкая геометрическая планировка как принцип застройки всей центральной части. «Планирование Одессы признано одним из высших достижений отечественной градостроительной культуры эпохи классицизма», – пишет доктор искусствоведения В. Тимофеенко.

Основанная как порт на берегу Черного моря Одесса стала выполнять роль Южной Пальмиры. Уже в первые десятилетия своего существования благодаря бурному развитию торговли она превратилась в экономический и административно-культурный центр юга Российской империи.

Это нашло свое блестящее отражение в архитектуре, развивавшейся в русле мирового градостроительного процесса. Одессу строили выдающиеся отечественные и иностранные мастера. В облике зданий переплетались разные стили и направления, отображавшие веяния западноевропейских школ, отечественные традиции в строительстве, элементы архитектуры многих народов и эпох.

В застройке историко-архитектурного центра «Старая Одесса» встречаются интерпретации стилей прошлого: романтического и готического, ренессанса и мавританского, ампира и русского классицизма.

Ея Одесса быстро сделалась одним из красивейших городов Европы. Пустовавшую причерноморскую степь застраивали дворцами и оригинальными зданиями, с учетом новейших достижений мирового зодчества, представители знати, богатые купцы и меценаты. По их предложениям работали выдающиеся архитекторы Ф. Боффо, Г. Торичелли,  Л. Оттон, Ф. Фраполли, Ф. Гонсиоровский, Ю. Дмитренко и другие. Этому способствовал режим порто-франко, то есть беспошлинная торговля в порту, ходатайство о применении которой подал еще герцог Арман Ришелье. Открыт порто-франко был в 1819 году и просуществовал в Одессе до 1859 года, щедро наполняя  кошельки граждан и городскую казну. Значительную часть этих средств использовалась на архитектуру высокой художественной ценности.

В 1820 году был утвержден проект застройки административного центра города, которым со временем стал Приморский бульвар. Его великолепный ансамбль с полукруглой площадью посередине и памятником Дюку, с гигантской лестницей, спускающейся в порт, – шедевр зодчества. С бульвара открывается великолепная морская панорама.

Памятник Дюку

«Водопад, застывший в камне» – так оценили одесситы сооружение своего земляка Ф. Боффо – гигантскую лестницу. Они давно подсчитали, что первоначально было двести ступенек, а потом часть поглотила земляная насыпь для Приморской улицы и теперь их 192.

У лестницы есть «секрет»: ее ширина вверху и внизу разная. Те, кто смотрят сверху, не замечают этого, а при взгляде снизу лестница сужается по направлению к бульвару и как бы приглашает прибывших гостей подняться в центр города.

Многое повидала на своем веку эта лестница. Называлась она по-разному, пока за ней не закрепилось наименование — Потемкинская вскоре после выхода на экраны кинокартины режиссера Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин».

Потемкинская лестница с Приморским бульваром живописно соединяют городской центр с морвокзалом. Выдающееся сооружение современных архитекторов Ю. Головина и В. Кремлякова напоминает огромный океанский лайнер, приставший к гостеприимному берегу. Классический ансамбль Приморского бульвара замыкают на флангах два шедевра. С одной стороны — Дворец-усадьба генерал-губернатора Новороссийского края графа М. Воронцова. Эта зимняя резиденция построена в строгой, форме зрелого классицизма. Возле Воронцовского дворца над обрывом высится белокаменная колоннада, которую издали видят моряки с подплывающих судов. А жители города используют это место как отличную смотровую площадку.

Памятник М. Воронцова

С другой стороны бульвар открывает белоснежное ампирное здание бывшей купеческой биржи, в котором ныне ‚располагается Одесский городской совет. Оно украшено крупными античными скульптурами и часами-курантами. Каждые полчаса куранты бьют, отсчитывая время, и играют популярную мелодию песни об Одессе.

Статистики подсчитали, что в городе около 1300 улиц и переулков. И самая знаменитая улица — это, конечно же, Дерибасовская. Она названа именем основателя города вице-адмирала Иосифа де-Рибаса. Он использовал возможности парковой архитектуры и заложил с одной стороны центральной улицы горсад, существующий и поныне.

В городе по инициативе герцога Армана Ришелье, являвшегося с 1803 года одесским градоначальником, начали высаживать акации и каштаны, которые привозили из Южной Франции и Италии.

Дерибасовская известна так же широко, как Крещатик в Киеве, Невский проспект в Санкт-Петербурге. Ее архитектурный облик сложился в XVIII – XIX веках в результате оригинального смешения русского классицизма и модерна. Кстати, именно в Одессе, одной из первых в Европе, утвердился стиль модерн. В нем использовались новые технико-конструктивные средства и свободная планировка для придания зданиям индивидуальной выразительности.

Известность улице принесли писатели, рассказавшие о ней во  многих своих произведениях. В разное время о ней писали Иван Нечуй-Левицкий, Александр Куприн, Максим Рыльский, Юрий Смолич, Иван Бунин, Валентин Катаев, Исаак Бабель, Алексей Толстой и другие.

Но прежде всего ее прошлое неотделимо от имени Александра Пушкина. Когда эта улица называлась еще Гимназская, поэт поселился на ней. Там размещалась ресторация Сезара Оттона, где Александр Пушкин любил коротать свой досуг в кругу друзей. Недалеко ему было и до канцелярии генерал-губернатора графа М. Воронцова, где опальный поэт числился архивариусом.

На Дерибасовской жил польский поэт Адам Мицкевич, а позже — основатель периодической системы элементов русский химик Дмитрий Менделеев. Дизайнеры разработали проект обновления Дерибасовской. Обрел «второе дыхание» «Кино-Уточ-Кино», открытый в 1913 году. Одессита Сергея Уточкина современники называли «академиком спорта». Он бесстрашно поднимался в небо на воздушном шаре и самолетах, ставил рекорды скорости на автомобилях и парусных яхтах. Но  самолет Уточкина потерпел аварию, и из-за тяжелых травм он перестал участвовать в соревнованиях, нуждался в средствах. Тогда его братья Леонид и  Николай открыли для его материальной поддержки иллюзион «Кино-Уточ-Кино».

Памятник Уточкину

В архитектуре улицы видное место занимает торговый комплекс «Пассаж» под стеклянной крышей, украшенной множеством скульптурных групп. Стиль модерн ярко представлен корпусом многоэтажной, по тем временам, гостиницы «Большая Московская». Преобразился внешний вид Дерибасовской, которая  всегда выполняла роль торгового центра города. Появились новые магазины, рестораны и кафе, украшенные современными витринами. В ознаменование знаменитого романа И.Ильфа и  Е.Петрова возле нового кафе-бара «Воронцов» одесситы поставили 12-й стул.

Горсад облюбовали художники, выставляющие свои произведения под вековыми деревьями. Туристы могут здесь заказать свой портрет, приобрести этюд с одесским пейзажем на память о необычном городе у моря. Возле памятника знаменитому одесситу Леониду Утесову через автомат-проигрыватель можно заказать и прослушать песни популярного эстрадного певца недавнего прошлого.

Улица продолжает благоустраиваться вместе с прилегающей к ней и входящей в ее архитектурный ансамбль Греческой площадью. Осуществляется проект переустройства этой старинной площади, выполнявшей когда-то роль коммерческого центра города.

Основа нового архитектурного ансамбля Греческой площади — так называемый «круглый дом». В этом семиэтажном торгово-общественном центре разместятся 58 офисов и супермаркетов, магазины и рестораны. Внутри много места будет отдано посетителям для прогулок и отдыха. Внутренние дворики свяжут переходы и мостики. На верхние этажи туристов доставят лифты с обзорными панорамными стеклами.

Улица Греческая

В самом начале Дерибасовской над склоном расположился Дворец графа И.  Витта. Ныне в нем помещается администрация Черноморского пароходства.

Параллельно Дерибасовской идет другая известная улица – Ланжероновская. Она названа в честь генерал-губернатора Новороссийского края графа А. Ланжерона, сделавшего многое для процветания города. Именно при нем заработал режим «порто-франко».

– Я тронут верностью одесситов памяти графа Александра Ланжерона, несмотря на то, что прошло почти два века, – сказал его потомок, 75-летний бизнесмен из Парижа Роже Ланжерон после посещения улицы Ланжероновской и города по приглашению одесской мэрии.

В начале Ланжероновской расположен усадебный комплекс Дворца Гагарина, построенный архитектором Л. Оттоном, В роскошных залах размешены экспонаты Литературного музея Одессы. Чуть выше выделяется оригинальной формой здание Археологического музея. Известный одесский архитектор Ф. Гонсиоровский построил  его в виде античного храма, увенчанного, эмблемой Медузы Горгоны.

Рядом расположено здание бывшего Английского клуба, в котором разместился Музей морского флота Украины. Этот памятник архитектуры ХИХ века вместе со знаменитой одесской оперой, уютным сквером «Пале-Рояль» и рестораном «Моцарт», построенным недавно, формирует Театральную площадь.

Романтическую окраску Одессе придают также многочисленные храмы. Успенская церковь на улице Преображенской напоминает московские храмы ХVII века. На улице Пушкинской отреставрирован Ильинский собор. Его начали строить в 1895 году из камня, привезенного из Константинополя. Для этого в Греции в Новом Афоне была сформирована монашеская бригада, которая на монастырском бриге «Святой пророк Илья» доставила в Одессу этот строительный камень.

По сохранившимся чертежам восстанавливается кафедральный. Спасо-Преображенский собор, заложенный в 1795 году. Построенный в строгом ампирном стиле, собор реконструировался, а затем, в 30-е годы, был разрушен воинствующими атеистами.

Местом паломничества гостей и одесситов стал дом № 13 на улице Пушкинской (бывшей Итальянской), Это единственное сохранившееся здание из тех гостиниц, в которых жил Александр Пушкин во время своей южной ссылки, В доме находится музей-квартира поэта. У входа установлены мемориальная доска и барельеф, памятник Александру Пушкину во весь рост.

Поражают своим красочным обликом многие здания и улицы. И среди них —Маразлиевская, названная в честь городского головы Григория Маразли. Он многое сделал для родного города, но особенно прославился «Золотым правилом Маразли». Будучи богатым меценатом, Григорий Григорьевич отдавал свои земельные участки вдоль моря под застройку на льготных условиях, но с одним требованием: каждый новый дом не должен быть похожим на другие дома, архитектура зданий не должна повторяться. Этому замечательному правилу одесситы обязаны тем, что улица Маразлиевская, выросшая вдоль центрального приморского парка, до сих пор поражает красотой и оригинальностью. `

Дом М. Д. Лукацкого в Одессе. Угол Маразлиевской и Барятинского пер. Фото в «Зодчем». 1903 г.

Одесситы всегда любили театр. Это нашло отражение в облике театральных зданий. В начале прошлого века на улице Пастера было возведено здание в стиле позднего ренессанса, в котором размещается Украинский музыкально-драматический театр им. В.Василько.

В стиле позднего модерна построено здание Русского театра на улице Греческой. В 1910-1912 годах оно было полностью реконструировано, в декоративном убранстве использованы мотивы зодчества русского ампира начала XIX века.

Кроме украинцев и русских значительную часть населения города составляли выходцы с Балкан и стран Западной Европы. Это отражено в названиях улиц: Греческая, Польская, Еврейская, Болгарская, Большая и Малая Арнаутская и других. Молдаванкой стал именоваться целый район города. Ныне в Одессе проживают представители более ста национальностей.

Сказочный дворец из «Тысячи и одной ночи» напоминает белоснежный Арабский культурный центр, выросший недавно на углу Ришельевской и Большой Арнаутской. В городе живут около восьми тысяч арабов, и их культурный центр — это Древний Восток, помноженный на новейшие строительные и информационные технологии.

«Мир вещей и все, что нас окружает, нас воспитывает», — говорят архитекторы. Вершиной зодчества, воспитывающего высокий эстетический вкус, стало знаменитое здание нового Городского театра, ныне — Одесского академического театра оперы и балета. Построено оно по проекту выдающихся австрийских архитекторов из Вены Ф. Фельнера и Г. Гельмера в 1884-1987 годах. Возвели его украинские и русские мастера всего за три года под наблюдением одесских архитекторов Ф. Гонсиоровского, А. Бернардацци, Ю. Дмитренко.

В архитектуре, как и в музыке, есть понятие «доминанта», означающее главенствующую идею, важнейшую составляющую часть произведения. Роль доминанты в историко-архитектурном центре «Старая Одесса» выполняет необычное по красоте форм здание Одесского государственного академического театра оперы и балета. Оно «звучит» ярко и выразительно в застывшей музыке окружающей архитектуры!

 

Источник: книга «Возрождаем театр сказки», год 2003,

Автор И. Волощук, Ю. Михалюк, В. Снисаренко

Leave a Reply