Театр-город

Таков один из многочисленных титулов Одессы. Во всём мире об одесситах говорят – артисты! Оно конечно, связано это не только с традиционным в городских пределах числом храмов сценических искусств. Одесса – вообще город вместительный. Город-порт, город-моряк, город-герой. Город-курорт, город–завод (в недалёком прошлом), город-учёный. Город-«Привоз». И даже город-цирк – в самом разнообразном значении этого слова. Для данной публикации существеннее его театральные наклонности. Именно – опереточные, музыкально-комедийные. При всех достоинствах других одесских театров, одесский приоритет принадлежит издавна нашей оперетте. Может быть, потому что этот жанр точнее всего фокусирует известное в мире своеобразие характера коренных одесситов – сочетающего яркость, музыкальность, зашкаливающий артистизм и   неизбывные юмор и иронию в самых серьёзных обстоятельствах. В конце концов, не спроста ведь даже гимном всея Одессы стала ария Тоськи из чисто-одесской оперетты Исаака Дунаевского «Белая Акация», в пятьдесят шестом поставленная нашей опереттой. Как и не случайно первым в истории театрального мира страны получил звание Народного артиста СССР (!) Михаил Григорьевич Водяной – вся жизнь которого, должно сказать, связана с одесской опереттой.

      Сегодня на вопросы нашего спецкора любезно согласилась ответить директор Одесского академического театра музыкальной комедии имени Народного артиста СССР М.Г. Водяного, заслуженный деятель культуры Елена Григорьевна Редько.

 –  Говорят, связаны Вы с нашей знаменитой на весь мир опереттой…чуть ли не с детства. Как это понимать?

– Мои родители научили меня любить и понимать театр, музыку, кино, изобразительное искусство, архитектуру. Приблизительно с 7-летнего возраста я всегда знала, что буду работать в театре – правда, не директором, об этом и не думалось, а очень даже… балериной, артисткой, режиссером (по мере взросления). Мой дедушка по папиной линии служил артистом.

– Отец Ваш, человек точной науки, математик, не желал ли видеть Вас на своей стезе?

– О, конечно, родители видели меня учителем. Я хорошо училась, побеждала олимпиады по физике. Мой папа – прекрасный педагог, много лет был школьным учителем физики, потом руководил кафедрой методики преподавания физики в Педагогическом институте. Но при всём притом был в молодости самодеятельным артистом и всю жизнь писал и пишет стихи. В нём удивительно сочетались дисциплинированность ума, точность мышления и совершенно очевидный артистизм. Вероятно, этот синтез меня тоже соблазнял.

 – Известно, также, что театралами рождаются, но директорами не рождаются. Несколько слов о первых, первейших впечатлениях ваших о театре оперетты (ещё о том, так сказать, малом-старом) и о его людях. Уже давным-давно сей храм искусств не мыслим без Вас.  Как, когда и в связи с чем Вы почувствовали однажды себя в оперетте своим человеком.

– Вероятно, любовь к театру, административные способности сделали меня руководителем. А уважение к людям театра сделало возможным сохранить эту привязанность на многие годы. Своим человеком в театре, как вы говорите, я почувствовала себя не сразу, но довольно скоро после поступления в него на службу. Работа требовала внимания, сосредоточенности, самоотдачи. И по мере того, как всё больше включалась профессионально в этот мир, стала замечать: я тут – своя.

– Припоминаете ли Вы старую Одесскую оперетту, стиснутую в центре города другими домами, хоть, по-своему, и уютную, но маленькую, камерную, при небольшой сцене, с небольшим залом и крохотным буфетом? Что врезалось в память о закладке нового проекта, затянутой стройке и, наконец, торжественным открытием новейшего здания – на то время совершенно необычной архитектуры и масштаба?

– Конечно, вспоминаю, нас было почти втрое меньше, чем сейчас. Все были ближе, знали друг о друге всё. Я думаю, что тогда и был заложен «код семьи» нашего коллектива. Традиции эти необходимо сохранять для поддержания плодотворной творческой атмосферы в коллективе. Когда начиналось строительство, я еще была школьницей; продолжалось, когда я была студенткой; завершалось, когда я уже работала в театре. Строилось здание 14 лет. Оно казалось огромным до того момента, как мы в него въехали и начали осваивать, когда стало не хватать места увеличенному многократно коллективу и, когда его окружили многочисленные высотные новострои. А вспоминается проект, в котором театр был вершиной зоны отдыха, начинавшейся от моря с лестницами, фонтанами и многочисленными зелеными насаждениями.

 – Как объяснить загадку провинциального театра (во всяком случае, в географическом смысле), давнишнюю всесоюзную его популярность, в которой он мог успешно потягаться со столичной опереттой. Ведь едва ли это случайность, что первым в истории оперетты страны стал Народным артистом СССР  актёр именно Одесской оперетты. А Татьяна Шмыга (Москва) получила это звание позднее.

– Феномен нашего театра – это его талантливый творческий коллектив и стремление все время обновлять репертуар, ставить новые произведения, создавать и осваивать новые жанры музыкального театра, идти в ногу со временем. Михаил Водяной, действительно, стал первым народным артистом страны в жанре оперетты благодаря своей фантастической харизме и работоспособности.

Его популярности способствовали многочисленные гастроли по стране и участие в кинофильмах и популярных телепередачах.

 – Согласны ли Вы с мнением о том, что первейшей эффективной рекламой театра в пятьдесят шестом «оттепельном» году и далее стал телефильм-спектакль «Белая Акация», поставленный силами театра и даже, говорят, снятый в основном на сцене театра и демонстрируемый раз в неделю на новорожденном тогда ТВ? Занятно, при мощнейшей и известнейшей одесской киностудии этот чисто-одесский фильм был снят почему-то… «Молдовой-фильмом». Плюс – окрыление музыкой Дунаевского – одна и арий по сей день является гимном Одессы. Как считаете, поднимались ли до уровня и успеха той премьеры последующие редакции пьесы и спектакля?

– Я думаю иначе – фильм, точно, был снят на соответственно декорированной сцене театра при участии многих его артистов (М. Водяной, И. Иванова, Е. Дембская, Н. Кочкин, И. Дидурко) благодаря огромному успеху спектакля, созданного Одесским театром музыкальной комедии, по супермелодичному произведению И. Дунаевского. Наш театр несколько раз за свою 74-летнюю историю возвращался к этому материалу, ставили его в разное время разные режиссеры. Сейчас в репертуаре «Белая акация» в постановке главного режиссера нашего театра В. И. Подгородинского пользуется неизменным успехом у одесситов и гостей города.

– Значительная часть жизни театра прошла на Ваших глазах и при вашем ближайшем участии. Сегодня из этого далека какие вехи видятся Вам основными и наиболее яркими? Расскажите о жизни театра. О коллективе. Само собой, вопрос: как на данном этапе, с учётом его, мягко говоря, своеобразия, Вам с театром живётся?

– Начну с конца вопроса. Театр и я, как его часть, ж и в е м!!! Репетируем, играем спектакли в карантинном режиме, по возможности соблюдаем дистанцию и желаем друг другу здоровья.

История театра пестрит событиями. Мне, как их участнику, трудно выделить что-либо. Своим самым большим достижением считаю полностью сформированный художественно-руководящий персонал и ежегодное пополнение труппы молодыми артистами. Испытываем трудности в формировании мужского состава балетной и хоровой трупп. Есть необходимость в пополнении штата монтировщиков сцены. Так что, ждем желающих участвовать в конкурсных отборах.

Около 340 человек слаженно трудятся, каждый на своем месте, сохраняя оптимизм и веру в то, что эпидемиологический кошмар вскоре закончится.

– Уже в пятидесятые ведущие артисты оперетты были феноменально популярны. Так, запросто, не могли пройти по улице Михаил Водяной, Юрий Дынов, Идалия Иванова, Евгения Дембская, Николай Удод, Эмиль Силин. Не обошла слава и тех, кто был тогда помоложе: Семёна Крупника, Людмилу Сатосову, Галину Жадушкину, Валерия Брада-Скляренко, Вику и Володю Фроловых, Колю и Наташу Завгородних, Тамару и Сергея Тищенко. Что скажете о нынешней молодой смене?

– Прекрасные, молодые, талантливые, учащиеся и обучаемые, любящие театр и соблюдающие его традиции артисты разных специальностей – основа будущего нашего театра. Многие из них также популярны благодаря своим работам не только на сцене, но и в кино. Радует, что зритель, как тогда, так и сейчас ходит в театр «на артиста».

 – Есть сведения о работе театра над новым спектаклем – в честь Михаила Жванецкого. Расскажите об этом. И, вообще, каковы планы у театра на год нынешний и год грядущий?

– Премьера спектакля по произведениям, вернее можно сказать, размышлениям Михаила Жванецкого «По Дерибасовской» должна была состояться еще в октябре 2020года, при жизни автора первоосновы. Прошлогодний строгий карантин не дал нам такой возможности. Мы плодотворно работали над спектаклем с благословения Михаила Михайловича, а теперь намечающуюся премьеру посвящаем его памяти. Следующей нашей работой будет мюзикл «Двенадцать стульев», который пишут по нашему заказу композитор А. Злотник народный артист Украины и поэт А. Вратарев автор многих эстрадных хитов. Как говорится, следите за афишами. И вообще – ходите в наш театр. Он ведь – ваш…

Автор Мирослав Бекчив

Подписывайтесь на наш Telegram канал: https://t.me/lnvistnik
Почта для обратной связи: info@lnvistnik.com.ua

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Комментировать