День сурка

               Выбери профессию, которую ты любишь, — и тебе не придется работать ни дня в твоей жизни.

 Конфуций.

 

«Кручусь как белка в колесе». «Пашу, как вол». «Бьюсь, как рыба об лед». И «Проживаю бесконечный день сурка». Вероятно, иным читателям знакомы эти выражения; как назойливые мухи, всплывают не так уж и редко они в сознании. И, конечно же, чаще всего вызывают эмоции, которые положительными не назовёшь. И так изо дня в день…

«День сурка» – речь  пойдет не об одноименном фильме, многим так хорошо знакомым. Однако сюжет фильма в некоторой степени отражает состояние человека, пришедшего в эмоциональный и профессиональный тупик. Его жизнь, как и жизнь главного героя из фильма «День сурка» превращается во временную петлю, когда он бегает по кругу, а затем во временную воронку, которая засасывает все глубже и глубже, высасывая всю жизненную энергию.

Проблема, связанная с синдромом эмоционального выгорания, считается одной из важнейших и притом – нерешенных проблем XXI века. В прошлом году синдром этот был официально признан болезнью – в ходе Всемирной ассамблеи здравоохранения. Данное состояние определено, как «синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте, с которым не удается справиться».

Само по себе явление – не новинка. Да и мнений, исследований, научных парадигм по данной проблематике, казалось бы, предостаточно. Но на практике, как говорится, «…А воз и ныне там». В предлагаемом материале, впрочем, останавливаться на этом не станем, приостановимся на простой констатации факта и пойдём дальше – к сути. А для интересующихся или впервые заинтересовавшихся приведенным – интернет в помощь. Ведь, Google знает если не всё, то многое. Уточню только относительно термина «Выгорание»: впервые он употреблен в 1974 году психиатром Гербертом Фрейденбергером. Существует мнение о том, что 40 лет назад от синдрома эмоционального выгорания на работе страдали преимущественно представители «помогающих профессий»: врачи, учителя, психологи. Сейчас же чувство опустошенности, бессилия, апатии испытает практически чуть ли не каждый, вне независимости от профессии и специализации.

Грберт Фрйденбергер ( англ. Herbert J. Freudenberger ), американский психолог немецкого происхождения

Термин «эмоциональное выгорание» возникает во второй половине XX столетия, однако, сама проблема, вероятно, гораздо раньше. К слову, психология, как явление, дело давнее. Даже древнее. А в ранге науки она возникла и оформилась исторически недавно – в конце XIX века. Историю её научного формирования связывают с Вильгельмом Вундтом. В 1879 году Вундт открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проводили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год принято и считать годом рождения психологии как науки. А в начале XX века начинается развитие психологии труда – инженерная психология, эргономика, психология здоровья. Главная задача этих направлений психологии – адаптация человека в профессиональной среде. В значительной мере востребованность этого направления связана со стремительными темпами развития производственной сферы во второй половине ХIХ-го и начале ХХ-го веков. Динамика производства и психологической науки как мы видим, шла и идет параллельно. Хотя психология существовала и ранее – только называлась несколько иначе. Её зачатки мы встречаем и у древних греков, и у чуть менее древних римлян и у их современников-китайцев. Ближайшие к нам ученные прошлого – мировые гранды Бласко Флорио, Иеронима де Карранза, Луис Пачеко де Нарваэс в Европе психологию именовали наукой о мистике и рационализме. Об этом упоминает в статье Мальцев Олег Викторович – академик, PhD, руководитель Одесского регионального отделения УАН.

Мальцев Олег Викторович

Предлагаю читателю обратить внимание на некоторые исторические параллели. Конец XVIII века, коренное изменение устоев общества после волны буржуазных революций. В свою очередь, психология, как наука о мистике и рационализме, существует тоже до XIX века. С эпохой индустриализации появляется множество новых профессий, и явление приобретает массовый характер. А, как известно, любая профессия ограничена определенным спектром навыков и обязанностей. Вероятно, это и сыграло свою роль в формировании проблемы эмоционального выгорания.

Не стану акцентировать внимание на последствиях «выгорания», описывать стадии, которые выделяют те или иные психологи. Тем более, единого мнения по этому поводу у них нет. Пойдем от обратного: познакомлю дорогого читателя с выдающимся психологом, который создал тест профессионального ориентирования – Berufsbildertest (BBT). Мартин Ахтних был учеником и последователем психолога и психиатра Липота Сонди, именно на базе теста Сонди Ахтних и создал свой тест. Однако, как отмечает академик Олег Мальцев, ученик пошел дальше учителя. Следует отметить, что Ахтних, прежде чем создать тест профессионального ориентирования, длительное время занимался исследованиями – более 14 лет.

 Липот Сонди и Мартин Ахтних

Мартин Ахтних исследовал двигательные реакции человека, связанные с его предрасположенностью к определенному роду профессии. Тест Ахтниха построен на профессиях, актуальных в XX веке, и в XXI веке отчасти изменившихся. Но он создал определенный язык или шифр двигательных реакции, что позволяет сделать профессиональный прогноз, исходя из двигательных реакций  и актуальных профессий в XXI веке.

Все двигательные реакции человека Мартин Ахтних распределил по восьми фактором, некоторые из них состоят из двух категорий: факторы W, К, S: SH и SE, Z, V, G, М, О: ON и OR.

Например, функции фактора V:

функции, побуждающие к знаниям: точно воспринимать, наблюдать, учиться, приобретать знания, описывать вещи, приводить в порядок, разделять, регистрировать, классифицировать, считать, измерять, подписывать, копировать;

 – высшие умственные функции: наблюдать, контролировать, сравнивать, тестировать, регулировать, автоматизировать и, наконец, планировать, организовывать, управлять, регламентировать, доказывать, рассуждать, абстрагировать, преподавать.

При тестировании с помощью теста профессионального ориентирования определяется, как уже отмечалось, предрасположенность человека к определенному виду деятельности, а каждая деятельность состоит из определенного набора двигательных.

Пример того, как выглядит профиль человека, прошедшего тест профессионального ориентирования Мартина Ахтника (из книги Мартина Ахтниха «Профессиональный фото-тест; проективная методика для определения профессиональной предрасположенности», переведенная в «НИИ Памяти. The Memory Institute» под руководством академика Олега Мальцева. Книга впервые переведена на русский язык):

Таким образом, языком Мартина Ахтниха описывается предрасположенность человека в двигательных реакциях. Например, профессия актрисы на языке Мартина Ахтниха выглядит следующим образом: главный фактор – Z, дополнительный фактор – «g»; двигательные: Z2 – игра в театре; Z3 – выступление; «g 6» – сопереживание, творческое исполнение.

Каждому фактору соответствует спектр двигательных реакций, но академик Олег Мальцев в ходе исследования привел их к единым категориям и предложил не рассматривать факторы, как первичные и вторичные (так предлагал Мартин Ахтних), а вспомнить, что сам Липот Сонди подразделял факторы на человеческие и животные.

Например, фактор S – и здесь два социальных побуждения –Sh и Se. По Сонди это фигуры Авеля и Каина, на примере которых можно видеть разницу между этими социальными побуждениями. Авель – это тот человек, который всем рассказывает, что делать, советует, консультирует, но сам ни в чем не участвует. Иными словами, такого человека можно назвать «советчиком». Главная его задача в том, чтобы учить других людей. И не так уж важно – он учит эффективно или не эффективно, получается у подопечного что-либо сделать или не получается. Он использует методы убеждения.

Se – данный тип человека можно было бы назвать «принудитель». Этот человек именно в принудительном порядке что-то изменяет или заставляет что-либо сделать другого человека. Использует методы принуждения.

Следует отметить многогранность теста Ахтниха, поскольку он позволяет не только определить предрасположенность человека к той или иной профессии, он даёт возможность классифицировать препятствия и проблемы человека – такие, как психотравмы, страхи, а также латентные угрозы патологии.

Как отмечает академик Олег Мальцев, уникальность Ахтниха заключается еще и в том, что он исключил профессиональный тупик. Поскольку, определял не одну профессию, а четыре. Он считал, что освоение как минимум четырех профессий, приводит человека к значимым результатам в жизни. Он выстраивал для человека профессиональную перспективу, то есть «профессиональную судьбу» – линию судьбы двигательных навыков.

Академик Олег Мальцев пошел дальше в исследованиях в данном направлении, ввел понятие «профессиональная» и «социальная капсула», что напрямую связано с прогнозом необходимости освоения четырех профессий, а также раскрывает причины эмоционального и профессионального выгорания.

«Профессиональная» и «социальная капсула» имеют внутри определенную субстанцию и лучше всего данный механизм представить в виде топливного бака. Чтобы машина ехала, необходим бензин. И по мере движения машины, бензин сгорает. Так и у человека со временем субстанция в капсулах уменьшается. Существует определенная закономерность – изначально сгорает субстанция в «профессиональной капсуле», а она является основной для человека, а затем только в «социальной капсуле». Если не происходит перезарядка «профессиональной капсулы», а это значит освоение другой профессии, то у человека остается лишь одна капсула – социальная, но и она со временем выгорает.

«Социальная капсула» имеет различные проявления: общественная деятельность, семья, хобби и другое. По сути, это любая система, на которую человек опирается в сложных жизненных ситуациях, при возникновении неудач и препятствий. «Социальная капсула» выступает как защитный механизм.

Механизм двух капсул объясняет, как же человеку избавиться от профессионального или эмоционального выгорания. При выгорании профессиональной капсулы, человеку нужно осваивать другую профессию, а социальная капсула в этот момент выступит, как предохранитель. Но если человек продолжает делать то же самое, профессиональная капсула выгорит полностью, а затем и социальная капсула. А за этим следует разрушение механизмов психики. И самое важное: перезарядка профессиональной капсулы происходит лишь при освоении новой профессии.

Существуют ли такие люди, которым не требуется перезарядка капсулы? От чего это зависит? Поэтому поводу в ходе исследования Олег Викторович также дал пояснения. Существует понятие «Сопротивляемость субстанции в капсуле». Сопротивляемость зависит от уровня подготовки, от качества подготовки человека. То есть, от того, готовился человек сугубо по образовательной программе, предусмотренной в школе, институте, или по несколько иным.

Вспомним недавнее интервью с профессором Лепским о проблемах образования: Максим Анатольевич привёл пример западной системы образования. Она всегда состояла из двух уровней: массовая система образования и элитная. И методики подготовки у них разные. Масса всегда готовится под набор определенных навыков, которые затем каждые пять лет нужно обновлять. А элита готовится посредством универсального знания, что предполагает изучение универсальных законов и их применение в разных сферах. Как вы понимаете, человек, подготовленный изначально посредством универсального знания, обладает очень высоким уровнем сопротивляемости субстанции капсулы. Если он чего-то не знает, то, по крайней мере, имеет возможность достаточно быстро разобраться в вопросе. А если потребуются, новые навыки, быстро их освоит. Всем же остальным нужно постоянное обновление навыков, а, по сути, обретение новых профессий.

Представьте, человек неплохо освоил одну профессию и не приобретает вообще дополнительные навыки. С течением быстротекущего и много меняющего времени он, вряд ли сможет вообще работать. Не в силах выполнять свои профессиональные обязанности, человек этот может оказаться на обочине жизни. Но предположим, он что-то предпринимает в этом направлении и, по сути, неплохо справляется. А как же постижение высот и совершенствование? Ведь, согласно концепции исследований академика Олега Мальцева, действительный «Триумф» – совокупность профессий. И, обратите внимание, это – та вершина, которая полностью соответствует предрасположенности данного человека. Известно множество примеров, когда люди, достигшие и славы и власти, почему-то остаются неудовлетворенными, всегда чего-то не хватает. Как в той несерьёзной, но яркой в этом плане песенке, помните: «А мне всегда чего-то не хватает: Зимою – лета, осенью – весны!». Да-да, и очень богатые тоже плачут…

Автор Анжела Хамицевич

Подписывайтесь на наш Telegram канал: https://t.me/lnvistnik

Leave a Reply