Феномен Липота Сонди

  Достоинство и бремя народа заключаются, среди прочего, и в том, что он должен быть способен нести свою судьбу осознанно. 
И если человек единственный среди всех живых существ, способен осознать свою судьбу, то он действительно удостоен большой чести. И поскольку он должен взять на себя ответственность преодолеть противоречия между свободой и неизбежностью, между персональным «Я» и семейным наследием, он несет тяжелое бремя человеческой жизни.

Цюрих, осень 1967 года. Липот Сонди (на фото справа).

К явлению «Судьба» и сегодня  чаще всего  относятся, как к чему-то тайному, мистическому и непонятному. Безусловно, никто не знает доподлинно, что  ждет завтра, послезавтра. Можно сказать:  человека по жизни ведут и некие силы, которые неподвластны ему. Так и  говориться: что предначертано судьбой, того не изменить. С  простой этой мыслью согласятся очень многие. И однако же, так ли всё обстоит на самом деле? Тайны – тайнами, но некоторые загадки  человеческой судьбы раскрывают в полной мере многолетние научные труды Леопольда Сонди. Речь – о его  своей теории Судьбопсихологии. Именно Липоту Сонди мы обязаны сегодня тем, что «Судьба» стала явлением, которое под силу исследованию психологической науки, перестав быть исключительно философской категорией. К «Судьбе», как источнику множества «проблем» – и рутинно житейских, и общечеловеческих, достаточно долгое время наука не осмеливалась подойти со всем рвением. Во-первых, слишком много кривотолков и личных мнений существует издавна, да и в последние лет сто – относительно самого понятия «Судьба». Липот Сонди описывает это так:

«Признает кто-либо открыто, или отрицает тайно, утверждение о том, что  «судьба» может привести в неловкое замешательство некоторых ученых современности, остается истинным. Цепь ассоциативной цепочки, которая является причиной данного замешательства, в большинстве случаев сбивает с пути того, кто вынужден проходить путь исторического развития понятия слова «судьба», которое давно в прошлом».

         Липот Сонди – один из трех китов, на которых стоит глубинная психология. Почему Сонди не известен настолько, насколько знамениты Юнг и Фрейд? Это коллизии его биография, которые я  покажу в этой статье.

          Сонди – швейцарский ученый венгерского происхождения, выходец из бедной еврейской семьи.  Его отец был раввином. Липот Сонди прошел очень сложный жизненный путь: от перспектив   будущее раввина до создателя такого направления в науке, как судьбоанализ, и основателя фундаментальной школы «Судьбопсихология».

У школы этой долгая и непростая  история. Начало она берет еще в ананкологии и архиананкологии, концепциях судьбы, которыми располагали древние римляне. Человечество в разные периоды своего существования имело представление о том, что есть некая неведомая сила, которая ведет человека по жизни, предопределяя его путь. Развитие этих представлений в философском контексте заняло много веков, но в категории психологические, более конкретные и измеримые, понятие судьбы и судьбоносных движущих сил пришло лишь в XX веке, благодаря выдающемуся психиатру и основателю концепции судьбоанализа в глубинной психологии Липоту Сонди.

Сегодня я хочу Вам поведать об этом величайшем ученом. Кстати говоря, на 2020 год планируется выход книги «Философия Липота Сонди», автором которой является руководитель Одесского регионального отделения УАН, академик, PhD Мальцев Олег Викторович.  И прежде, чем вообще начать разговор о самой философии гения Сонди, логично было бы остановиться на его биографии. Мы уже коснулись её истоков. Забегу вперед: официальная биография Леопольда Сонди, которую написал некто Карл Бюрги-Майер, абсолютная выдумка. В этом контексте очень хочется обратить ваше внимание   на определенные биографические, так сказать,  несостыковки. Именно они стали в определённый момент времени причиной расследования его жизни и деятельности, что позволило намного глубже понять рассматриваемый вопрос. В своей статье я постараюсь Вас погрузить в  жизненные условия, в  которых Сонди стал  великим ученым, приоткрыть детали его жизни и деятельности. Давайте поговорим о том, кто такой Липот Сонди, какова значимость его научной работы: что именно Сонди удалось сделать в отличие от всех остальных.

Конечно, о жизни этого ученого можно и должно писать очень много, ведь Сонди прожил долгую и очень плодотворную жизнь (он умер в 1986 году, не дожив полтора месяца до своего 93-летия). И всегда действовал, руководствуясь строго только и исключительно научными категориями. Он превратил философскую категорию в категорию побуждения.

Судьба — явление и понятие, относящиеся к старинным категориям и в науке.  Научных дисциплин этого круга и до Сонди существовало огромное количество, причем как воспринимаемых наукой на разных этапах, так  и не воспринимаемых, потому что судьба, если говорить философским языком, и впрямь во многом трансцендентна, или мистична. Так вот, методом и инструментом научного аппарата категорию судьбы Сонди  перевел в категорию побуждения. Именно побуждение, побуждение и выбор, являются двумя центральными категориями в судьбопсихологии.

           Выбор делает судьбу — это аксиома судьбоанализа!

Сонди – единственный человек науки, который вообще исследовал «Я». Казалось бы, центральная психологическая категория; можно сказать, именно то, зачем вообще люди идут в психологию. Они хотят знать себя.  Почему «получается»? Почему «не получается?». «Откуда препятствия?». Наконец (или, точнее, начало начал): что такое «Смысл жизни»? В чём он? Каково оно, будущее?  И кто это, и что это – «Я»? Мы потому и называемся людьми мыслящими, что очень рано задумываемся над этими вопросами. Как и наши далёкие предки. Вероятно, так было и в доисторический период. Во всяком случае, вопросы эти до нас долетают и от древних шумеров, и от ассирийцев, не говоря уже о египтянах, греках и римлянах.   Казалось бы, у человечества было достаточно времени для выводов этого круга. Увы,  как ни странно, научный материал по поводу того, что есть «Я» и кто такой «Я», чрезвычайно скуден.  То есть,  богатый философский материал существует лишь до конца 19 века, а вот психологический материал представлен, в основном, именно трудами Липота Сонди.  Его труд должен быть признан, без преувеличения, титаническим.  Подумать только: настоящая энциклопедия, собравшая всё, что связано с  явлением и понятием «Я»!   Весь мир в части «Я»! Есть два ключевых труда, которые описывают результаты исследования Сонди в этой области. Это книги «Я анализ» и «Патология Я» (вторая описывает собственно, что происходит с «Я», то есть последствия). Да, это – фундаментальные энциклопедии в вопросе «Я».

Труды Л.Сонди

Вернусь к его биографии. И напомню:  по образованию Липот Сонди врач, и врач весьма опытный. Очень долгое время он занимался врачебной деятельностью. Его сфера – нервные и душевные заболевания.  Он  из тех врачей, которые войну знают не понаслышке (прошел всю первую мировую). Книга «Патология Я» – интересна, пожалуй, экспертам в сфере медицины и тем, кто дает медицинские заключения, потому что в этой книге описаны увиденные глазами врача  последствия во всех конфигурациях заболеваний «Я».

В связи с изложенным, непосвященному может показаться странным – почему и отчего сегодня не так уж много материалов о Липоте Сонди можно найти, и явно не так уж энергично выражается   тенденция  его цитировать,  в отличие от материалов двух других  мэтров, создателей глубинной психологии, Фрейда и Юнга.

Чем же конкретно Липот Сонди отличается?

В первую очередь,  это ученый, без которого само появление глубинной психологии и формирование ее, как отдельной фундаментальной научной дисциплины, с устоявшейся и проверенной методологией, не было бы. Глубинная психология, как остов психологии, из которой вообще вышли научные школы, является  стержнем исследовательской науки психологии. Ее создали три мэтра,   без научной деятельности которых не было бы не просто глубинной психологии, как дисциплины, но и в общем-то психологии, психологических школ:  они  вторичны по отношению к глубинной психологии. Вот эти три имени: Карл Густов Юнг, Зигмунт Фрейд и Липот Сонди.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Бессознательная деятельность человека — один из главных, ключевых предметов исследования глубинной психологии. Сегодня психологии известны три бессознательных. Каждый из трех мэтров открыл и исследовал одно из бессознательных. Сонди принадлежит открытие родового, Фрейду – персональное, а Карлу Юнгу – коллективного бессознательного.  Открытия и исследования этих ученых признаны основой глубинной психологии, а сами они – законодателями психологии.

Вся остальная психология построена на этих фундаментальных основах. И в науке по имени Психология, как и в науке вообще – изобилующей спорами, – с ними никто не спорит. Разумеется, это не исключает споров, как таковых. Сами школы психологии возникают именно в попытках спора, как инструмента приближения к истине. Экспериментальная Психология, как это свойственно экспериментальной науке, в причинно-следственной цепи развивается, как следствие.  Есть понятие модернизма, а есть понятие традиции, так вот, эта тройка мэтров — канон, это традиция

В чем различия деятельности в рамках глубинной психологии Сонди, Фрейда и Юнга?!

Каждый из них описывал бессознательное, выявлял его модели, описывал способы работы, и язык. Напомню: если предметом исследования Фрейда было открытое им личное бессознательное, Юнга–коллективное бессознательное, то Липот Сонди открыл родовое бессознательное. Каждое из бессознательных имеет свой язык. «Симптом» является языком, по которому мы можем исследовать личное бессознательное, символьная составляющая –  язык коллективного бессознательного, а выбор – язык родового бессознательного.

Несмотря на то, что трое ученых смотрели  на бессознательное по-разному,   эти взгляды не противоречат друг другу.  Хоть и у Юнга, и у Фрейда уже на втором  этапе их научной деятельности существовали противоречия. Как известно Юнг сначала был учеником Зигмунда Фрейда. И  долгое время считался самым преданным последователем его взглядов, но во второй половине деятельности он, как это нередко бывает не только в науке, он откололся от учения своего учителя. За что Фрейд даже назвал Карла Юнга предателем. Но должно отметить, что именно возможность гибко рассматривать учение о личном бессознательном и искать другие способы его применения, позволило Юнгу открыть коллективное бессознательное и создать свыше 60 трудов этого тематического круга. Карл Юнг признан в этом плане весьма плодовитым  ученый.

         А в это время  Липот Сонди…

        Оставим детали, их слишком много. Рассматривая вопрос именно с позиций вклада Сонди, как ученого, нужно сказать:  он – единственный ученый, не только среди этих трех столпов психологии , а вообще в мире, который поставил перед собой научную задачу объединить, интегрировать все взгляды на глубинную психологию в целом, бессознательное в частности, с практической точки зрения. Попросту говоря, Липот Сонди собрал воедино все мнения, взгляды модели, методологии о бессознательном. В книге «Я анализ» он пишет:  «Самый неблагодарный, но самый важный труд — это попытка интегрировать, то есть найти общий язык между всеми учеными,  и посредством этого общего языка все-таки поставить бессознательное в управление и начать с ним работать, так, чтобы  не было разногласий между разными школами».

Липот Сонди – это тот человек, который поставил себе задачу интеграции. И не просто интеграции языка Фрейда и Юнга, но и вообще интеграции всей исследовательской науки и ее багажа. Никакой другой ученый такой задачи себе не ставил. У Сонди есть колоссальные наработки в этом направлении и результаты этой интеграции мы видим в работах его пятитомного труда. У каждого ученого существуют в научной карьере краеугольные важнейшие книги, которые он успел создать. У Сонди таких книг пять. Это сам судьбоанализ, это экспериментальная диагностика побуждений, патология Я,  Я-анализ, и судьботерапия.

Следует сделать оговорку, это не единственные труды Сонди, хотя до недавнего времени  в русскоязычном пространстве вообще было известно о существовании только первых трех его книгах. О  вторых двух только догадывались и писали справки о том, что просто  есть. А это меньше 1% из всех психологов, и это совсем не преуменьшенная цифра. Действительно,  мало кто вообще занимается таким направлением, ввиду его глубины, всеобъемлемости и многопрофильности. Липот Сонди – ученый, который работал в сфере междисциплинарных исследований, на стыке наук. Речь не только о  психологии и философии. Это и криминалистика, и антропология. Кстати, именно генетику Сонди использовал для обоснования такого инструмента, как тест Сонди. И многие другие науки, которые в том числе вышли из этих междисциплинарных исследований.

У Липота Сонди существует огромное количество материалов: книги, брошюры, доклады, рукописи. Увы, многие из них не были до недавнего времени переведены на русский язык. Существуют ранние труды Сонди на венгерском языке, боле поздние – на немецком, есть и на испанском. Как видите, мы имеем мультиязычное наследие, и его  архив в большей  части находится в Швейцарии (по крайней мере, такова наша информация).

ТЕСТ СОНДИ

Колоссальным вкладом Сонди, без чего в принципе невозможно рассматривать ни одно направление психологии, является тест. Это тот рабочий инструмент, который позволяет невидимые категории исследовать с практической точки зрении, получая надежный результат. Таким инструментом и  является тест Сонди. И это еще одно его великое открытие, еще одна разработка, которая качественно отличает Сонди от всех остальных ученых,  в том числе и от двух таких великих метров, как Юнг и Фрейд. Ведь ни тот, ни другой теста создать не смогли,как ни пытались.  То есть, фактически, так и не смогли перейти от философии к психологии.  Как бы ученики Юнга и Фрейда не пытались создать тест –  у них это не получилось. Ни один тест не прошел валидизацию. А Сонди валидизирован, причем дважды. Впервые – самим учёным, а второй раз совершенно независимым ученым, который работал с цветом. Это был Яков Борг. Именно он повторно валидизировал тест в Финляндии, уже на базе взаимодействия с цветами, и доказал валидность  теста Сонди математическими методами анализа.

Среди русскоязычного населения лишь небольшое число людей сегодня что-либо знают о  судьбопсихологии. А  очень многие даже не догадываются о ее существовании. Сегодня тест Сонди на русскоязычном пространстве используется почти исключительно криминалистами, экспертами, которые дают судебно-медицинские заключения, используя тест чаще всего для  определения наличия  или отсутствия аффекта и выявления побудительных моментов   при совершении преступления. На самом деле работают они только с явлением аффекта потому, что больше ничего про тест не знают. Между тем, тест Сонди позволяет просветить в человеке, как рентгеном,  очень многое. Тест Сонди, можно сказать,  позволяет  человека насквозь, во всех плоскостях,  в сфере  трех бессознательных. Представляете?!

Фото из архива НИИ «МСАС» из Цюриха

Фактически тот, кто умеет пользоваться тестом Сонди, не имея ничего в руках, используя только  свой ум, может получить всю информацию о человеке, которая ему необходима. Тест Сонди позволяет узнать все, в том числе и побуждения, которые неведомо толкают его – так называемые бессознательные побуждения. Человек о них не знает, они неосмысленные, неосознанные. Но, познавая побуждения человеческие, соответственно, мы практически безошибочно судить о будущем человека, которое будет именно таким и никаким иначе.  Вот на что способен Тест Сонди.

НЕСОСТЫКОВКИ БИОГРАФИИ

Зачем нам нужны эти детали биографии ученого? Да затем, что при понимании   масштаба его научных достижений, неизбежен вопрос: как Сонди удалось это? Почему сие раз и навсегда связано с ним?  Откуда он черпал свои знания?  Именно биография, настоящая биография учёного, помогла ответить на эти вопросы.

Как я говорила ранее, над официальной  биографией Леопольда Сонди потрудился некто Карл Бюрги-Майер. Отдами, как говорится, ему должное. Но здесь начинается самое занятное: написать-то биографию Бюрги-Майер написал, однако аргументировано обосновать написанное отказался. Причем, категорически.

Он всячески уклонялся от встречи с журналистами, адвокатами, учёными   и т.д. Да, он еще жив и с ним пытались поговорить, но увы, это никому не удавалось. В скобках замечу,  Карл Бюрги-Майер был не единственным человеком, который уклонялся от диалога на эту тему.  В общем, стало ясно, что написанная им биография  лжива сверху до низу и по всем диагоналям.  Но обо всем по порядку.

С чего вообще началось это детальное расследование. Однажды в разговоре академика Мальцева с его учителем в области судьбоанализа, кандидатом медицинских наук М. И. Вигдорчиком, зашла речь о том, что – согласно биографии  Бюрги-Майера – вообще неизвестно, чем занимался Сонди примерно 14 лет. Эти годы, можно сказать,  выпали из поля зрения биографа, как будто их не было вовсе.  И автора официальной биографии это почему-то не смущало.  А Михаил Ильич  хотел понять, почему так. Академик Мальцев, как прилежный ученик, с одной стороны, и как ученый, с другой, безусловно, этим вопросом заинтересовался и решил его прояснить.  В ходе этой работы всплыли два ключевых факта в биографии ученого, которые стали ключевыми  для детального расследования.

Во-первых, согласно биографии Бирги-Майера, Липот Сонди умер в доме престарелых. Нечто подобное имело место в судьбах некоторых великих. Но в данном случае Олегу Викторовичу показалось странным:  у Сонди было много серьёзных учеников, институт, жена, дом, фонд). Однако же именно так   написано в биографии Карла Бюрги-Майера. И в ходе  официального визита группы ученых  НИИ «Памяти»  и НИИ «Международное судьбоаналитическое сообщество» (Одесса) во главе с академиком Мальцевым в Швейцарию, в институт Сонди, состоялась беседа с последним ныне живущим учеником психоаналитика Сонди, учившимся у него лично, Фридьюнгом Юттнером.  На вопрос «Почему Сонди умер в доме престарелых?» он категорически отверг эту информацию. Так и сказал:  «это не правда!».

Академик Олег Мальцев и Фридьюнг Юттнер в Цюрихе

Из разговора с Юттнером стало окончательно понятно, что существует определенное противостояние взглядов и информации касательно ЛипотаСонди между самим Юттнером и Бюрги-Майером. Рассказанное  Юттнером противоречило во многом тому, что писал Бюргер Майер в своей книге. Кстати, она вполне доступна, ее перевели на русский язык в НИИ «Памяти». И желающие могут ознакомиться с ней познакомиться.

Ученые у могилы Сонди

Во-вторых,  ключевой и поворотный момент в биографии Сонди,  связан со второй Мировой войной. Как говорит биография Бюрги-Майера, и другие источники, семья Сонди попадает в концлагерь Берген-Бельзен. А ведь речь – о второй мировой,  в которой для землян еврейского происхождения, такие лагеря обратного хода не имели. Гитлеровское «Окончательное решение еврейского вопроса» попросту обрекало на гибель  Сонди,  его жену и троих детей. Что значит попадание такой еврейской семьи, пускай даже они и врачи, уважаемые люди, ведут практику – да это билет в один конец, печальная история этого времени нам всем хорошо известна. В конце концов, Януш Корчак тоже был врачом. Тем не менее известно, что  Сонди с семьей был освобожден из концлагеря. Да и жизнь в концлагере Берген-Бельзен изучившим соответствующие документы и воспоминания, совершенно не соответствует послевоенным представлениям о нацистских застенках и лагерях. Нет оснований не верить самому Сонди, который писал: жили они в отдельных домах квартирного типа. Отмечали праздники. Употребляли вкусную и здоровую пищу. Даже и мармелад. Учёный там же… преподавал. В конце концов, он покинул лагерь и обосновался в Швейцарии. Его выкупили  – и за весьма крупную сумму.

Сведения эти и   стали ключевым моментом   исследования реальной жизни ученого и написание его настоящей биографии. Для чего была создана отдельная научная группа, в состав которой вошли адвокаты и журналисты (в том числе и автор этой статьи), и группа эта,  отдельно от научных сотрудников НИИ «Международное судьбоаналитическое сообщество», проводила расследование в отношении фактов и несостыковок в биографии господина Липота Сонди.

Исторический факт

В связи с тем, что о блиц-криге уже не могло быть и речи, и что на фронтах второй мировой всё складывалось вовсе не так, как предрекал Гитлер, в германских верхах проявилась тенденция сепаратного стратегического маневра.  Речь о подготовке почвы для ведения тайных переговоров с союзниками СССР и   поступлении валютных средств на закупку военных материалов. Гимлер весной 1943 года распорядился насчёт  поиска на оккупированных территориях граждан еврейского происхождения,  имеющих «влиятельных покровителей в США».

Генрих Гиммлер, 1942 год. Фото Фридриха Франца Бауэра CC BY-SA 4.0

Поиск осуществлялся по спискам, предоставляемым филиалами «Комитета по спасению». Было принято решение помещать всех «привилегированных» евреев в лагерь Бе́рген-Бе́льзен, с приличным режимом содержания и  с последующей отправкой в Швейцарию и Палестину. На деньги, вырученные за интернированных лиц, Германия закупала военные материалы, сырье и технику у таинственных поставщиков по запутанной цепочке подставных фирм. Как говорится, кому – война, а кому и…

Концлагерь Берген-Бельзен

   Перенесёмся мысленно туда, где некоторое время вынужденно провёл наш герой.        Бе́ргенБе́льзен (нем. BergenBelsen), нацистский концентрационный лагерь в провинции Ганновер (сегодня —территория земли Нижняя Саксония), в миле от деревни Бельзен. Был создан в мае 1940 как Шталаг 311 (нем. Stalag XI-C) для военнопленных из Бельгии и Франции. В апреле 1943 лагерь для военнопленных был закрыт и преобразован в концентрационный лагерь для временного содержания (Aufenthaltslager) тех узников, которые владели иностранными паспортами и которых можно было обменять на пленных германских подданных, содержащихся в лагерях союзников.

СТРУКТУРА ЛАГЕРЯ

Он состоял из 8 отдельных лагерей, каждый из которых был ограждён колючей проволокой, полностью изолирующей заключённых разных лагерей друг от друга.

  1. Лагерь для заключённых(Häftlingslager)
  2. Нейтральный лагерь(Neutralenlager)  — несколько сотен евреев из нейтральных стран (Испания, Португалия, Аргентина и Турция) жили в этом лагере. Здесь узники не должны были работать,  условия их содержания были вполне сносными, вплоть до марта 1945.
  3. Специальный лагерь(Sonderlager) — в нём содержались несколько сотен польских евреев (преимущественно из ВаршавыЛьвова и Кракова), депортированных сюда в середине июля 1943 года, так как они имели временные паспорта стран Южной Америки (например, Парагвай и Гондурас). Эти узники не должны были работать, но находились в строгой изоляции, так как «имели полное представление о действиях СС в Польше. Что, само собой, не полжежало распространению в Европе и Новом Свете.
  4. Венгерский лагерь(Ungarnlager), был основан 8 июля 1944 года для содержания 1683 евреев из Венгрии. Условия их содержания были даже лучше, чем в Звёздном лагере (Sternlager) (см. ниже). Так, им было позволено носить обычную гражданскую одежду с изображением звезды Давида, они не должны были работать, выходить на перекличку, им обеспечивалась хорошие питание и уход. Эти узники также назывались «евреями с преимуществами» (Vorzugsjuden). Подобно Звёздному лагерю (Sternlager), венгерский лагерь имел еврейское самоуправление.
  5. Звёздный лагерь(Sternlager) — условия содержания в нём были лучше, чем в других лагерях Берген-Бельзена (за исключением Венгерского лагеря). Узники Звёздного лагеря (Sternlager) носили собственную одежду с нашитой жёлтой звездой Давида, и должны были работать.

Имелись ещё Палаточный лагерь (Zeltlager), Малый женский лагерь (KleinesFrauenlager), Большой женский лагерь (GroßesFrauenlager) и Тренировочный армейский центр.

По всему выходит,  Сонди попал в список «привелегированных евреев», у которого, согласно списку Гимлера, были влиятельные покровители.  Кто они? Откуда? Ведь из биографии Бюрги-Майера мы знаем о том, что Леопольд Сонди родился в бедной еврейской семье. Детство будущего психиатра и психолога прошло в среде, строго соблюдавшей все религиозные предписания.

Его мать, Тереза Кон, была неграмотной, постоянно болеющей женщиной, всецело поглощенной заботами о детях и пасынках. Выйдя замуж за вдовца, уже имевшего четырех детей от первого брака, она родила еще девятерых. Леопольд был уже двенадцатым ребенком в этом  семействе. Ясно:   жили бедно. Только благодаря помощи старших  детяй, проживающих в Будапеште, семья не умирала с голоду.  Сводные братья, хоть и оказывали материальную помощь незадачливому главе семейства,  хотели жить независимо от отца, от которого их значительно отдалил его второй брак.

В конце концов, когда дела пошли совсем плохо, именно старшие дети помогли в 1898 году всем пере­браться в Будапешт, где продолжали содержать это многодетное семейство. Бюрги-Майер пишет, что Сонди перебивался случайным  заработком,  менял место работы и т.д. У него были проблемы в Будапеште. При этом, почему-то и как-то он до 1939 года он спокойно посещает различные конгрессы, ездит по всей Европе. Бедняк едва ли отправился бы на конгресс в Женеву, где Сонди  выступал и знакомился, как оказалось, с влиятельными людьми. Не странно ли…

ТАК В ЧЕМ ЖЕ «ПРИВИЛЕГИРОВАННОСТЬ» И КТО ЭТИ ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ?

Здесь всплыло интересное имя — Оскар Луис Форель. Именно этот человек сыграл значительную, а точнее главную, роль в судьбе Сонди, и в период пребывания Сонди в лагере и после. Липот Сонди с ним познакомился в том самом 1939 году на конгрессе в Будапеште. Именно Оскар Форель выкупил за очень большие (даже и по нынешним понятиям) деньги семью Сонди из лагеря. А заодно и…  еще около 1000 человек, именно он способствовал переправке их в Швейцарию. Оскар Форель отвечал за адаптацию Сонди в Швейцарии.

ОСКАР ЛУИС ФОРЕЛЬ

Под  адаптацией  нередко подразумевается некая помощь. Но  дело в том, что Сонди был обеспечен всем мыслимым и немыслимым.  Сонди  была предоставлена абсолютная свобода действий.  Ему помогли не только с размещением и другими  бытовыми вопросами:  у него появилось сразу и место деятельности, и клиника, и собственный департамент, лаборатория. Для обычного учёного это великолепные  условия. А всего-то год спустя после переселения в Швейцарию, Сонди открывается карт-бланш: он может путешествовать свободно по всей Европе, в том числе по оккупированным нацистами территориям. Сонди даже…  возвращается через некоторое время в Будапешт; в Будапеште он забирает ряд своих наработок и документов и преспокойнейшим образом переправляет их  в Швейцарию. И заметим: при этом  никто ничего дурного с ним  не делает.

Логичен вопрос: кто же он, этот самый Оскар Форель? Изначально было известно, что это –   ординарный  медик, что называется – простой психиатр. Выясняя детали, исследователи обратили внимание   на отца Оскара Фореля, и не спроста.  Им оказался никто иной, как знаменитый Огюст Анри Форель, известный швейцарский невропатолог, психиатр, мирмеколог и общественный деятель. Он основал в 1909 году Международный союз медицинской психологии и психотерапии (InternationalenVereinfürmedizinischePsychologieundPsychotherapie).

Огюст Анри Форель

Именно по инициативе Фореля была основана первая лечебница для страдающих от алкоголизма. В целях борьбы с этим недугом в 1892 году он основал Швейцарский филиал (Guttemplerorden) всемирной организации International Organizationof Good Templars, что в переводе означает «Международная организация добрых тамплиеров»!

Если бы не было этой организации, то не было бы всем известного Красного креста. Это их проект, сыгравший значительную роль в войне и мире – существующий и сегодня. Именно эти две фигуры имеют прямое отношение к Ордену Госпитальеров. Они  – члены этого ордена   и сыграли ключевую роль в судьбе и жизни Сонди. Вот так, дорогие читатели.

Сопоставляя  множество данных, полученных при расследовании, ученые смогли точно сказать, что Сонди из концлагеря выкупил небезызвестный рыцарский «Орден госпитальеров», их швейцарско-немецкая протестантская ветка, штаб-квартира которой находится в Цюрихе.  Вообще говоря, история числи два ордена госпитальеров, но это фактически один и тот же орден, они братьями считают себя по сей день. Просто, когда случилась известная неприятность с тамплиерами, значительная часть госпитальеров отказалась присягать Папе Римскому. Они посчитали его недостойным человеком и орден раскололся на три ветки. Такова, впрочем, судьба очень многих серьёзных учений и течений…

Первая ветка ушла в Россию и нарекла государя императора российского магистром Ордена госпитальеров (после расстрела Николая II прекратила свое существование). Швейцарская ветка, протестантская,  существует по сей день в Швейцарии, Австрии и во всех англоязычных странах. Соответственно, Ватиканская ветка — фактически государство в государстве. Да, Орден госпитальеров — это единственный орден, который является государством, имеющим посольства, дипломатические паспорта, призванные всем миром. Это единственное терминальное государство в мире, которое существует на сегодняшний день без территории.

Словом, кое-что прояснилось с вопросами, приведенными выше: как Сонди мог в одиночку такое сотворить, откуда на него свалились подобные познания? Плюс – кто такие люди ордена госпитальеров? Да ведь это  лекари. И Сонди тоже врач-лекарь. Теперь вернёмся к вопросу, почему Сонди умирал в доме престарелых (согласно писанию Бюрги-Майер), и умирал ли он там вообще. Ясно, как день:  это неправда. Сонди умирал в госпитале, в больнице. Как и положено рыцарю ордена госпитальеров, в строгом соответствии с   уставом ордена.   Для обычного человека это может быть странно, но устав для  ордена госпитальеров был Законом. А Закон есть Закон, соблюдался он неукоснительно.   Сонди лежал в своей палате в черном костюме, в галстуке, как рыцарь в доспехах. Госпитальер должен умереть в госпитале, то есть у себя дома.

Липот Сонди – рыцарь ордена госпитальеров, его протестантской швейцарской ветки. Кстати, информация о его кончине в костюме и при  галстуке, не выдуман: об этом говорил его ученик Фридьюнг Юттнер. И никто тому не удивлялся: для посвященных всё было  понятно и настолько естественно, что никаких вопросов не вызывало.  Касалось это и источников его знаний: состоял в рядах ордена госпитальеров и имел, соответственно, возможность работать со всеми архивами ордена, его научной библиотекой. А сколько ей веков и каков её объём –   можем только догадываться.

Еще один факт того, что орден госпитальеров тщательно следил за жизнедеятельностью Сонди и принимал в ней участие: начиная с 1958 года каждые три года Школа Сонди проводила коллоквиумы в Пампло́не — столица автономной области Наварра на севере Испании.  На этих коллоквиумах делались доклады.  И любопытен замок, в котором это проходило. Он внешне похож на церковь, но над ним развивается красный флаг с мальтийским крестом. Оказалось, что зданию ни много ни мало больше 800 лет. Сейчас оно принадлежит Суверенному военному ордену рыцарей-госпитальеров Святого Иоанна, Родоса и Мальты. Именно рыцари этого ордена и построили его в 12 веке. Первые же официальные упоминания о монастыре и госпитале датируются, ни мало, ни много,  1253 годом.

ЕЩЁ  О  ТЕСТЕ СОНДИ…

Идея создания теста у Липота Сонди появляется именно после знакомства с тем самым Оскаром Форелем. Да, до встречи с ним Сонди работал в лаборатории доктора Пауля Раншбург. Кстати, его учителем был господин В. Вундт, тот самый основатель экспериментальной психологии, человек, превративший доэкспериментальную психологию в экспериментальную. В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.  Действительно, был у Сонди и такой научно-исследовательский этап. Ранний этап, этап в лаборатории Пауля Раншбург и после лаборатории. Но все же идея создания теста у Сонди возникает уже после знакомства с Оскаром Форелем, а сам тест  появляется именно в Швейцарии. Ему были созданы условия в Швейцарии, способствовавшие  появлению  этого проективного  теста, как инструмента, который в дальнейшем свалидизировал, и для того, чтобы были заложены основы судьбопсихологии, как таковой. Если бы не  ключевая фигура Оскара Фореля  — всех этих вещей попросту бы не произошло.

Мы уже усвоили: Сонди очень отличался от остальных ученых. Условия, которыми он располагал в своей научной деятельности, просто потрясают. Например: для того, чтобы валидизировать тест вам необходимо сделать большую выборку, вам нужно взять разных людей, из разных сред, желательно из разных стран. Да и проверить, как тест работает у этих людей, которые отличатся по полу, по расовой принадлежности, по возрасту и всему остальному. Как обычно делают ученые? Берут свою страну, например Роршах валидизировал  четыре кантона в Швейцарии. Вот с этих 4-ых кантонов он исследовал вопрос, как работает его проективный тест, тест Роршаха.

География проверки работы теста Сонди может быть названа просто чудовищной. Он тестировал всех –  от новозеландского племени Маори, папуасов экваториальной Африки,  до жителей Японии, Индонезии, Китая. Почему-то никто даже внимание не обращает на это. Но вы только вообразите,  каким могуществом обладает орден госпитальеров, какие условия они создали Сонди для работы для того, чтобы чуть ли не весь мир оказался в его лаборатории. Как можно это не заметить?

Сонди: «я написал своему другу господину Перси, доктору, который находился в это время в экваториальной Африке, и спросил,  будет ли у него  возможность протестировать нескольких людей?». Перси в итоге тестирует 30 человек из одного племени, 30 из другого и т.д, Все делалось вручную, и как это возможно – только можно догадываться. Сегодня те, кто   работают 2 года с тестом,  не могут нормально протестировать человека. А там и тогда какой-то Перси, едва   получив письмо, вручную тестирует в экваториальной Африке племя. Ведь, чтобы их протестировать, он должен был уметь это делать. Мы можем говорить о большом объеме подготовленного профессорского состава, который  работал с тестом уже на то время в разных точках мира.

Сегодня география судьбоанализа – мировая. Но она лишь отголоски этой деятельности. Судьбоанализом скорее увлекаются. Очень моден он в Японии, в странах латинской Америки, хранит его наследие Германии, отчасти в Швейцарии. Но для русскоязычного населения, кроме понимания каких-то отдельных узлов теста, судьбопсихология – извините,  дремучий лес.

Главная проблема — думается, в языковом барьере. Немецкий язык не знает значительная часть людей. У меня и  моих коллег складывается такое впечатление, что тест и вовсе был создан только для немецкоязычного населения, для какой-то части Европы. Что хотели госпитальеры с этим сделать, к чему приложить?  То ли создать новую религию, то ли не дать распространиться какой-то идее на территории Германии. Пока – вопросы и  догадки.  К сожалению, сегодня в Швейцарии Институт полумертв. Сонди умер и, несмотря на неимоверную популярность судьбопсихолгии, после его смерти все быстренько снизошло на нет. И то, что мы видим на сайте какие-то курсы, продажу книг – чаще всего фикция.  Украинская делегация была в институте: нет там никаких курсов, нет там ничего этого. Есть фотоматериалы о работе института, есть почти пустое здание с двумя обитателями: секретарь и Ютнер, который уже на пенсии, и женщина приходит каждый четверг – вытирает пыль, накопившуюся за неделю. Вот, собственно, и вся наука.

Мы с вами уже знаем, что люди, с которыми напрямую был связан Сонди, кому он обязан своей судьбой  — например, Оскар Форель,  были влиятельнейшими персонами того времени. У них практически не было  ограничений, им было подвластно все. К тому же,  они были и политиками. И между прочим, в дальнейшем, когда уже возник СССР, дипломатические взаимоотношения Швейцарии Советского Союза  организовывались не без помощи этих людей. Фигура Огюста и Оскара  Фореля  сыграла важную роль в судьбе не только Сонди, но того же Роршаха.

Разобрались мы с вами и в том, что есть в психологии два реальных гения,  потому что есть лишь две теории личности.   И одна теория личности принадлежит Сонди, другая – Роршаха. И никаких прочих  теорий по сей день не существуют. И  орден госпитальеров является не просто сообществом-контролером, создателем психологии, как таковой, а ещё и людьми, которые держали всю психологию на пульте.  Оскар Форель имел прямое отношение к двум великим ученым, которые вывели воспетые теории личности.

Смысл жизни

Часто ли вы встречали людей, которые так гордятся ясностью осознания смысла жизни, что готовы об этом открыто заявить на центральной Пьяцце города? Таких, кто бы не просто был способен честно и открыто сформулировать, зачем он живет … но и с чувством собственного достоинства заявить об этом окружению. Даже и наедине с собой, сидя перед собственным отражением, человек далеко не всегда готов ответить на этот вопрос. А если и отвечает, редко оказывается удовлетворён. В гробу карманов нет, на тот неизбежный свет с собой ничего не утащишь. Дети?  Вырастут, пойдут своими неведомыми дорогами.  Имя твоё, слово твоё – тебя на долго ли переживёт? Как отзовётся и  отзовётся ли  вообще? Тоже – и дело твоё…

           «Это… о смысле жизни? Так ведь смысл жизни — центральная и самая сложная философская тема.  Да сколько веков человечество над ней бьется?» — приблизительно  так размышляют многие. Однако, вопросы без ответов — это тенденция ХХ1 века, опьяневшего от обилия информации и неумения с ней обращаться. Ещё каких-то 100—200 лет назад практически каждый интеллигентный, уважающий себя человек не просто знал, зачем и для чего он живет, кому он служит, но мог и аргументированно это объяснить, да по-научному, а не слепо ссылаясь на мистические потусторонние силы, «незримо ведущие парус нашего бытия по реке жизни».

Философская концепция, лежащая в основе судьбоаналитического учения,  обладает совершенно конкретным ответом не только относительно того, «как выглядит смысл жизни достойного человека». Самое главное отличительное достоинство этой концепции заключается в том, что философия Лопота Сонди позволяет каждому человеку прийти к этому пониманию самостоятельно. А это, знаете ли, дорогого стоит: вместо внушения и навязывания — демонстрация отличий и описание устройства и канонов человеческой жизни и его взаимоотношения с окружающим миром.  И дабы прийти к этому «эффективно», надобно подготовиться — в том числе, интеллектуально.
«Я—анализ» и прочие труды Липота Сонди как раз и позволяют разрешить данную задачу: познать своё собственное Я, его потенциал и предрасположенности, двигатель и топливо, и, конечно же, порядок взаимодействия Я с миром. Разумно было бы подчеркнуть: без понимания, что есть Я и как это самое «Я» может вести себя в мире и проявлять силу, качества, достижения и даже мощь — ни о каком смысле жизни говорить всерьёз не приходится. Слабое, неподготовленное и непросвещенное Я никогда не сможет не то, что свои «смыслы да замыслы» распознать, но даже банальные потребности и тяги увидеть.

Что может быть трансцендентней и загадочнее, чем сама Судьба? А ведь именно «судьба» стала понятием, которое Сонди впервые ввёл в науку и объяснил его как систему! Да, для нас с вами слово «судьба» — совсем не новое, но до научной деятельности Сонди в классике академической науки подобного рода трансцендентные термины не вводились со времён Канта.

           Помимо понятий, конечно же, Липот Сонди вывел и постулаты, и законы судьбопсихологии. Первый постулат судьбопсихологии гласит следующее: «Судьба зависит от выбора». Причём, и саму судьбу мы тоже можем «выбирать». 

Согласно доктрине судьбоанализа, существует всего четыре вида судьбы. И все они – неотъемлемая часть жизни каждого человека.  Эти 4 вида судьбы называются так:

  1. Программная судьба (последствие родового бессознательного);
  2. Вариативная судьба (свободная судьба);
  3. Общественная судьба (социальная)
  4. Божественная судьба.

Липот Сонди создал свой тест только после того, как получил доступ в мощнейшую библиотеку ордена госпитальеров. Сегодня уже можно точно утверждать, что Тест Сонди — самое что ни на есть продолжение тех же самых идей Европейского мистицизма

Европейский мистицизм  – это наука, существовавшая на Европейском континенте до возникновения академической науки. И именно эта субстанция фундаментально описывает все в нашем мире: и мироздание, и бога, и физические проявления, законы и любые механизмы и т.д. НО! Всего этого современному человеку неведомо. Сегодня нам досталась только скупая академическая наука… Европейский мистицизм, впрочем, существует много веков, но, найти литературу, объясняющую эти знания, в наше время достаточно сложно. Современная академическая наука предпочитает обходить европейский мистицизм стороной — слишком много «неудобных» вопросов и трансцендентных категорий. А с другой стороны, знания европейского мистицизма перечеркивают многие общепринятые догмы и парадигмы современной науки (что также порождает определённые последствия). По факту, чтобы приступить к исследованию древней науки европейского мистицизма, требуется не только высокий уровень подготовки в разных областях одновременно, но и мужество, способность посмотреть правде в глаза и говорить об этом вслух.

Автор статьи: Дарина Каруна

2 thoughts on “Феномен Липота Сонди

Leave a Reply