Продукт дистанционного обучения: общество потребления и рабов

 Говорят, когда-то, на заре человечества, люди обходились без государства. Тем более, производительность их труда была настолько малой, что ни о каком прибавочном продукте (без которого нельзя освободить некоторых членов общества от собственно работы и поднять их над собой) не могло быть и речи. Едва-едва предкам нашим далёким хватало на пропитание даже при условии общих добросовестных усилий. Неспроста учёные материалистического направления, исключающие наше родство непосредственно от Адама и Евы, ту эпоху называют первобытным коммунизмом. Дело, впрочем, тёмное, было давненько – даже официально период тот называется доисторическим. Но совершенно ясно, что со временем, когда относительно усовершенствованный мирный и ратный труд дал этот самый прибавочный продукт, его распределение попало в руки сообществ, ставших надстройкой. Или попросту – государством. В данном случае нас это интересует с той точки зрения, что в число важнейших миссий государства попали воспитание и образование новых поколений. Приоритетными эти задачи остались и по сию пору остаются для цивилизованного государства на всех его уровнях, вплоть да такой частицы, как семья.  Практика издавна принуждала верхи задумываться на сей счёт; ещё древние теоретики размышляли о быстротечности времени, исторически быстро приводящего новые поколения на смену старым. Что это будет за новизна? Что принесут эти самые Новые? И что делать для того, чтобы речь шла именно о прогрессе, а не наоборот? Сохранят ли, отстоят ли, умножат ли сотворённое старыми? Или – пустят по ветру? Эти мысли вы можете встретить и у шумеров, и у греков, и у римлян, и у китайцев древности. И у ближайших к нам Грамши, Макаренко, Ушинского и Сухомлинского. Иже с ними.

Достаточна ли образовательная система в нашей стране, отстаёт ли она от требований современности, а только и её, какую есть, тормозят явления, вторгающиеся в общую нашу жизнь. Всякий знает о напасти по имени «Коронавирус»: можно спорить сколько угодно о целесообразности карантина, но учебные процессы были переведены на дистанционный режим.  С течением времени и событий кое-что изменилось. Страны открывают границы, возобновляется транспортное сообщение. Но отдельные карантинные меры по-прежнему продолжают действовать во многих странах, в том числе, и в Украине. Между тем, в отличие от шахматно-турнирных часов, часы природные не дают нам тайм-аута. И по календарю, – даже при условии карантина, – сейчас же за августом следует по-прежнему сентябрь. И уже давненько активно обсуждается вопрос, каким же образом будет стартовать 1 сентября учебный процесс.

Полемика по этому поводу продолжается, поскольку никто не может спрогнозировать, какая эпидемиологическая ситуация будет в сентябре. Полпреды уже упомянутого государства выступают с заявлениями о том, что дистанционное образование, особенно для начальных классов – неприемлемо. И что разрабатываются различные варианты организации учебного процесса. Вероятно, очень многое будет зависеть от дальнейшего хода самой эпидемии, от количества заболеваний к началу учебного процесса. Так что и на будущее не исключается и вариант дистанционного обучения.

Такая перспектива дистанционного обучения, естественно, породила отклики педагогов, родителей и психологов, которые отмечают как положительные, так и отрицательные моменты данной формы организации учебного процесса. Следует отметить, что некоторые из откликнувшиеся на события, ярые противники дистанционного обучения. Попробуем систематизировать положительные аспекты дистанционного обучения, которые выделяют специалисты:

  1. Ребенок учится самообразовываться, что важно в современном мире.

Что самообразование всегда и по праву считалось важнейшей, эффективнейшей частью образовательного процесса – так тут и спору нет. Тем более, само по себе это самое самообразование вовсе не было и не есть альтернатива образованию традиционному, школьному и студенческому. Но даже взрослые не всегда способны отобрать в массивном информационном потоке те знания, которые необходимы для серьёзной образованности или хотя бы заслуживают внимания в смысле общего развития. Что уж говорить об учениках начальных классов. И даже старших. Так что, если говорить серьёзно и ответственно, настоящая учёба без настоящего учителя в основном – мало эффективна. Исключения не в счёт, они и тут, как всегда, подтверждают правило. Как писал великий наш земляк Юрий Карлович Олеша, «Блажен, кто – познавая женщину, – охранён любовью. Блажен, кто – познавая жизнь, охранён наставником…». Оно конечно, такова уж вторая природа, житие человеческого общества, что первые и последующие уроки задолго до школы дают родители, семья. Но само явление «Родители» едино только статистически. Это – те, у кого есть дети. На деле это – разные, разные, разные люди – и в умственном, и в нравственном, и в физическом, и в экономическом планах. Дети их себе не выбирают. Это – как в задачнике: дано. Между двумя крайностями (когда родителей лишают родительских прав и когда благодарят за прекрасное воспитание и образование детей) есть, увы, большое множество разного рода оттенков. Так что в плане нашего разговора надежды на семью вообще и на родителей вообще не так уж и много. Как сказал грибоедовский Чацкий, «Чтобы детей иметь – кому ума не доставало…». Педагог, учитель – другое дело. За ними – добровольный выбор профессии и годы учёбы преподавательскому и педагогическому мастерству. Разумеется, удивительным образом некоторые из них в практике делают то, чему вовсе не учились. И не делают многое из того, за что получали отличные отметки на зачётах и экзаменах, плоть до диплома. Но это уж – как водится…

Словом, в данном случае, без лоцмана, который будет вести ребенка, отрока, подростка в этом бурном море информации, практически невозможно. Не секрет – иные детки и в школе не так уж горят желанием учиться. А кто и вовсе ходить в школу не хочет. Что ждёт такой контингент нашего будущего в условиях дистанционного образования? И тут дело уже не в том, сколь несовершенна нынешняя наша образовательная система. Вернее, не только в этом. Безусловно, система образования оставляет желать лучшего, и нуждается в кардинальных изменениях. Но возможность школьников не посещать школы едва ли улучшит ситуацию. Скорее всего – наоборот. Мы не говорим здесь о высшем специальном образовании, при получении которого частичное дистанционное образование вполне допустимо. Но можно ли полностью обучить дистанционно хирурга, моряка, летчика?

  1. Отсутствие лишних мероприятий – школьных линеек, дежурств и тому подобное.

В каком смысле можно эти мероприятия назвать лишними?  К образованию, положим, это имеет отдалённое отношение. Но речь идёт о воспитании, именно – коллективном, общественном воспитании. Такие мероприятия, как торжественные линейки, сборы, собрания и слёты, походы, коллективные посещения, утренники и вечера, занятия кружков и секций, встречи с интересными людьми – в руках подготовленных педагогов становятся важнейшим инструментом воспитания подрастающего поколения. Не говоря уже об известном праздничном переключении, совершенно необходимом среди учебных будней.

Весенняя практика дистанционного обучения в украинских школах потвердила ряд технических проблем: незащищенность интернет-платформ, на которых оно проводилось (во время уроков неизвестные грубо вмешивались в учебный процесс); нехватка устройств для учащихся – городские власти выделяли их семьям. Но это те проблемы, которые, в принципе, при известных усилиях, можно было бы и устранить. Хотя в наших обстоятельствах эти самые «известные усилия» также проблематичны.

При дистанционном обучении специалисты выделяют следующие негативные аспекты:

 

  • контроль остается за родителями и учениками;
    • нет гарантии самостоятельного, без помощи решебников, решения задач учеником;
    •  нет гарантии, что ответы ученик дает сам, без помощи поисковика;
    •  нет личного контакта между учеником и учителем;
    •  ребенок не имеет общения со сверстниками.

К чему это может привести?

К украинскому врачу-педиатру высшей категории, кандидату медицинских наук Евгению Комаровскому пришло множество писем этого круга от обеспокоенных родителей. И он прокомментировал ситуацию. Приведу несколько строк.

 «Как врач, я считаю дистанционное образование безумием. Надо вкладывать деньги в создание оптимальных условий в школе. Мы уже не детей воспитываем, а каких-то цифровых зомби, которые не умеют общаться друг с другом, не умеют двигаться, не понимают, что такое соревнования. Надо вкладывать деньги в климатическую технику и создание условий”. Короче, лучше и точнее не скажешь.

Что касается государственной политики относительно дистанционного образования, то, на данный момент МОН Украины представило на общественное обсуждение проект Положения о дистанционной форме получения общего среднего образования. Данное положение предусматривает урегулировать реализацию механизма дистанционного обучения в учреждениях общего среднего образования по 2 направлениям:

-по дистанционной форме, как отдельной форме получения образования;

-использование технологий дистанционного обучения при организации получения образования по разным формам (дневной, вечерней, заочной, сетевой, экстерном, семейной (домашней), педагогическим патронажем.

Также на сайте МОН говорится о том, что планируется упрощение процедур организации дистанционного обучения для учебных заведений и соискателей образования, готовых учиться дистанционно. В тексте проекта учтены особенности дистанционного обучения во время карантина, а также предусмотрены условия для реализации смешанного обучения.

Против внедрения массового дистанционного образования в Украине выступил значительная часть общественности, о чем свидетельствует зарегистрированная на сайте президента петиция под названием – “Отменить и запретить дистанционное образование массового характера! Оно является не качественным! Результат будет плачевным для последующих поколений украинцев! Полная деградация образования! В результате вырастет общество потребления и рабов!”.

Текст петиции следующий:

Просим запретить на законодательном уровне массовое дистанционное образование на территории Украины, так как оно носит разрушающий характер для развития каждого маленького гражданина в целом!

Дистанционное образование приемлемо только индивидуально и по выбору каждого отдельного ученика. Если государство поддержит этот режим дистанционного образования, то в результате у нас в стране вырастут только потребители и рабы! Дистанционное образование в массовом характере не несет ничего нового и развивающего для всех детей!

Все дети должны быть равны! И иметь право на качественное и бесплатное образование на территории Украины! Дистанционное образование разрушает все, что ранее было выстроено и сформировано у ребенка для его гармоничного развития! Запрет на массовое и дистанционное образование!”

К слову, чтобы подобного рода петиция была рассмотрена президентом, она должна получить не менее 25 000 голосов. На сегодняшний день петиция набрала более 40 тысяч голосов и отправлена на рассмотрение.

Вспомним интервью с Максимом Анатольевичем Лепским. Доктор философских наук, профессор кафедры социологии ЗНУ, председатель исследовательского комитета социального прогнозирования Социологической ассоциации Украины, академик УАН и один из ведущих участников экспедиционного корпуса – он опубликовал своё мнение на страницах издания о проблемах высшего образования в Украине. Максим Анатольевич отмечал: непосредственно в школе у детей формируется целый ряд проблем, с которыми они приходят в высшее учебное заведение. “Мы приходили в среднюю школу и изучали вопрос, почему наши абитуриенты с каждым годом все слабее. И мы насчитали порядка семи кризисов в школе, которые не разрешены у школьников-выпускников. С этими кризисами они приходят в высшую школу. И адаптация, как разрешение этих кризисов, например, у меня раньше занимала полгода, затем год, затем полтора, а сейчас три года…”

Если на данном этапе у учеников формируется такое количество неразрешенных проблем, которые они приносят в высшие учебные заведения, то представьте количество проблем при дистанционном образовании. Сейчас можно строить гипотезы, делать предположения, но реальные результаты можно будет увидеть, когда  получившие дистанционное образование дети вступят во взрослую жизнь. Специфика этого производства ещё и в том, что брак его продукции заметен не сразу и обходится очень дорого. Вспомним выдающегося французского философа, социолога, культуролога Жана Бодрийяра – его еще называют “последний пророк Европы”, – который предсказал современное общество, – “общество потребления”. Он писал о том, что современный человек живет в гиперреальности, иллюзии. На основании его философии был снят фильм “Матрица”, который ярко отражает иллюзорный мир. Так вот, хотя сегодня на законодательном уровне речь идет о дистанционном образовании, как об одном из вариантов обучения, в будущем оно может стать массовым и даже… основным. И это станет еще одним механизмом, с помощью которого человек будет приобщаться к иллюзорному виртуальному миру. Между тем, ещё далёкие наши предки осознавали: выживание и налаживание жизни возможны только при внеиллюзорном, исключительно прямом взгляде на вещи. Весь опыт жизни человечества на Земле свидетельствует: отвлечённые фантазии, иррациональные иллюзии очень хороши и совершенно необходимы в обеспеченном детстве-отрочестве, да ещё – в литературе и искусстве. Жизнь взрослых, отвечающих за себя и других людей, предполагает при подобном выборе всесторонний анализ ситуации и перспектив, их возможные последствия. Известно – лёгкие и видимо-разумные решения далеко не всегда верны. И очень по-разному отзываются на жизни поколений. Тому примеров достаточно. Стоит ли пополнять эту коллекцию…

Почта для обратной связи: info@lnvistnik.com.ua
Подписывайтесь на наш Telegram канал: t.me/lnvistnik

Анжела Хамицевич

Leave a Reply